Нынешнее воскресенье стало главным днем в немецкой внутренней политике в 2017 году. В течение одного дня федеративная республика получила нового президента, а старейшая политическая сила - Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) - обзавелась новым председателем, который теперь посоперничает с Ангелой Меркель за пост канцлера. Рассматривать два эти события стоит в едином контексте, поскольку именно ради них СДПГ затеяла несколько месяцев назад масштабные перестановки в своих рядах.
Мноходовка социал-демократов
Еще в конце прошлого года никто не знал, какие политики станут кандидатами на пост канцлера в 2017 году. Аналитики допускали, что христианских демократов поведет на выборы Меркель, а социал-демократов - занимавший на тот момент должность главы МИД Франк-Вальтер Штайнмайер. Однако в конечном итоге данный прогноз сбылся лишь наполовину.
Меркель действительно решила претендовать на должность канцлера в четвертый раз подряд, а вот Штайнмайер неожиданно для многих был выдвинут на высшую государственную должность - пост президента. СДПГ с ее постоянными кадровыми проблемами условно потеряла таким образом одного из самых популярных немецких политиков последних лет - из партийных дел он решил пойти на повышение в дела государственные.
Дальнейшие поиски лидера партийного списка упирались в нынешнего вице-канцлера Зигмара Габриэля, политика с не самой чистой репутацией и сторонника не самой дипломатической риторики. Было ясно, что в прямом сравнении Габриэля и Меркель все козыри были бы на руках последней, и такое положение дел никак не могло устраивать социал-демократов. Партии в качестве кандидата требовался политик с более сильной харизмой, более простой и понятной потенциальному электорату позицией. Таковым было суждено стать Мартину Шульцу, который отказался от должности главы Европарламента ради внутриполитической борьбы в Берлине - после новости о его выдвижении в кандидаты СДПГ за какие-то две недели было отыграно десятипроцентное отставание от Христианско-демократического союза Меркель.
Если резюмировать внутриполитические процессы последних месяцев, то сводятся они к следующему: Штайнмайер уходит с должности министра иностранных дел и становится президентом; его должность занимает Габриэль, но при этом отказывается от соперничества с Меркель и председательства в СДПГ; социал-демократов в конечном итоге возглавляет Шульц и официально становится лидером партийного списка. Впереди полгода предвыборной борьбы, и социал-демократы вступают в нее, находясь в куда лучших условиях, чем можно было предположить еще в конце прошлого года.
Почему настало время Штайнмайера
Президент в ФРГ наделен в первую очередь представительскими функциями, в связи с чем Штайнмайеру на первых порах в новой должности будет "тесно", но не сказать, что слишком сложно. Ведь он - опытный дипломат, хорошо понимает, как работает международная политика, знает многих мировых лидеров. В неспокойные времена от него ждут не просто посреднических и символических функций, жители Германии хотят, чтобы Штайнмайер стал якорем стабильности для Германии и, возможно, для Европы.
Это не должно звучать как косвенные упреки в адрес предыдущего президента Йоахима Гаука, как считают в ФРГ, он был нужным президентом в нужное время. Когда он занял высший государственный пост пять лет назад, обстановка в мире кардинально отличалась от нынешней: не было конфликта на востоке Украины, группировка "Исламское государство" (запрещена в РФ) еще не держала в страхе Европу, миграционный кризис не испытывал на прочность терпение немецкого общества, волна правового популизма не захлестнула Европу, не существовало "Альтернативы для Германии", а Великобритания не собиралась выходить из Европейского союза.
Бывший пастор и правозащитник Гаук, не имевший партийной прописки и политического опыта, вернул доверие общества к высшему государственному посту, и это преподносилось как главная его задача после того, как в скандалах увяз и в конечном итоге досрочно подал в отставку его предшественник Кристиан Вульф. Речи Гаука напоминали проповеди и напутствия, зачастую украшенные труднопереводимыми речевыми оборотами, смысл которых сводился к необходимости проявлять терпимость и уважение к общечеловеческим и демократическим ценностям. Нынешнее положение дел в мировой политике диктует новые задачи, решать которые предстоит уже Штайнмайеру.
Немецкие граждане высоко ценили службу Гаука федеративной республике и хотели его переизбрания. Желала этого и Меркель, о чем говорила публично, но ее расчет был понятен. Дело в том, что Гаук не приносил очков ни в чью копилку, он был беспартийным. При Штайнмайере же пост президента обретет социал-демократический оттенок, что будет выгодно "красным" в преддверии выборов в Бундестаг и, соответственно, нежелательно для Меркель, которая и так растеряла рейтинг из-за миграционного кризиса и терактов. 77-летний Гаук отказался от второго срока, сославшись на почетный возраст, его решение в ФРГ приняли все с большим пониманием и изрядной долей сожаления.
Насколько долгосрочен эффект Шульца
Все эти рокировки открыли путь в ведомство федерального канцлера Мартину Шульцу, сейчас уже никто не сомневается, что у него получится навязать серьезную борьбу Меркель. Сегодня рейтинги СДПГ и блока ХДС/ХСС практически идентичны - примерно по 30%, а в случае прямых выборов экс-глава Европарламента и вовсе набрал бы больше голосов, нежели нынешний канцлер. Такой спурт социал-демократов в январе- феврале объясняется "эффектом Шульца". Якобы он, имея огромный опыт работы в европейских структурах и изрядную долю харизмы, смог на первых порах убедить избирателей в верности курса СДПГ и отыграть электорат у христианских демократов.
Впрочем, будет ли данный эффект долгосрочным, сказать пока не берется никто. Дело в том, что Шульц до сегодняшнего дня не высказывался по ключевым пунктам предвыборной повестки. К примеру, позиция Меркель по вопросам беженцев понятна всем и уже давно, и сокращение ее рейтингов является прямым отражением этой позиции. Динамика рейтинга Шульца и его партии не была подкреплена практически ни чем - за последний месяц он высказывался лишь о перспективах пособия по безработице.
Впервые долго, эмоционально и красиво новый глава СДПГ говорил о предвыборной повестке на прошедшем сегодня внеочередном съезде. Было видно, что социал-демократ избрал левую риторику в качестве противовеса Меркель, которая вместе с консерваторами смотрит вправо. Детские сады, школы, пособия, свобода, равенство, инвестиции в молодое поколение, сокращение безработицы, противодействие популистам и националистам - было сказано все, что обычно в таких случаях говорят докладчики. На условном пике речи делегаты прерывали Шульца аплодисментами пожалуй раз в три минуты, а финальные овации продлились без малого пять минут.
За Шульца проголосовали практически 100% делегатов съезда. Из 608 бюллетеней три были признаны недействительными, а остальные 605 были занесены ему в актив. Это является абсолютным рекордом за всю историю существования СДПГ. Предыдущий рекорд держался с 1948 года, когда за Курта Шумахера было отдано 99,71% действительных бюллетеней. Это ли не является лучшим свидетельством того, каким доверием пользуется Шульц в своей партии. Увеличатся ли после съезда его рейтинги среди простых жителей страны, потенциальных избирателей, станет известно по итогам ближайших опросов общественного мнения.
Антон Долгунов, Берлин