2 апреля 2017, 17:35,
обновлено 2 апреля 2017, 19:02
Brexit

Представитель Мэй: Гибралтар никогда не станет испанским против воли его жителей

В канцелярии премьер-министра Великобритании добавили, что Лондон остается привержен поддержке, оказываемой Гибралтару, его народу и экономике

ЛОНДОН, 2 апреля. /Корр. ТАСС Максим Рыжков/. Гибралтар никогда не станет частью Испании против воли жителей этой заморской территории Великобритании. Об этом заявила официальный представитель премьер-министра Соединенного Королевства Терезы Мэй.

"Премьер-министр сказала, что мы никогда не пойдем на такое урегулирование взаимоотношений, при которых жители Гибралтара перейдут под власть другого государства против их свободного и выраженного демократическим путем волеизъявления, равно как и никогда не начнем процесс переговоров о государственном суверенитете, с которым Гибралтар не будет согласен", - сообщила сотрудница канцелярии.

По ее словам, Мэй "повторила давно сложившуюся позицию, что Великобритания остается твердо привержена поддержке, оказываемой Гибралтару, его народу и его экономике". Премьер также пообещала продолжать привлекать Гибралтар к выработке позиции Лондона с целью достичь оптимального соглашения с властями ЕС об условиях Brexit.

Эти заявления официальный представитель Мэй сделала после встречи британского премьера с главным министром Гибралтара Фабианом Пикардо.

Ужесточившаяся риторика и аналогии с Фолклендами

В Великобритании набирает обороты общественная дискуссия вокруг возможного блокирования Мадридом будущей торговой сделки между Лондоном и Брюсселем в связи с территориальными спорами вокруг Гибралтара. Официальная риторика британской и испанской столиц в последние дни стала ужесточаться.

Так, министр обороны Великобритании Майкл Фэллон в интервью телерадиовещательной корпорации Би-би-си пообещал защищать Гибралтар "до конца", а экс-лидер тори Майкл Говард и вовсе провел параллели между нынешними британо-испанскими отношениями и Фолклендским вооруженным конфликтом 1982 года.

"35 лет назад другая женщина-премьер (Маргарет Тэтчер) направила вооруженную группировку через полсвета для защиты свободы другой маленькой группы британского народа против другой испаноязычной страны, и я абсолютно убежден в том, что наш нынешний премьер-министр (Тереза Мэй) продемонстрирует такую же решительность в том, чтобы защитить народ Гибралтара", - заявил Говард в интервью телеканалу Sky News.

В свою очередь министр иностранных дел и сотрудничества Испании Альфонсо Дастис Кеседо заявил в интервью газете El Pais, что пиренейское королевство не стало бы накладывать вето на попытки Шотландии вступить в ЕС после выхода Великобритании из состава сообщества.

История территориального спора

В последние четыре года между Лондоном и Мадридом вновь обострился спор вокруг Гибралтара, который является британским владением с начала XVIII века. Испания традиционно ставит целью возвращение Скалы (так по традиции именуют данную заморскую территорию в самой Великобритании) под свой суверенитет.

В Гибралтарском проливе нередко возникают конфликты вокруг передвижения судов. Это связано с различной трактовкой обеими сторонами понятия "территориальные воды", что мешает нормальному рыболовству, борьбе с контрабандой наркотиков и табачных изделий, а также проведению мероприятий по охране окружающей среды. Испания считает, что по Утрехтскому договору 1713 года, в соответствии с которым Гибралтар стал британским, к Великобритании перешла только часть суши, но не прибрежные воды. Лондон же руководствуется современным международным законодательством о демаркации территориальных вод.

На прошлогоднем референдуме о дальнейшем членстве Великобритании в ЕС 95,9% избирателей Гибралтара проголосовали против выхода страны из сообщества, однако в целом по Соединенному Королевству победу с результатом 51,9% голосов праздновали евроскептики. Тогда же глава британского МИД в кабинете Дэвида Кэмерона Филип Хаммонд (теперь в кабинете Мэй он занимает пост министра финансов) заявил, что после выхода из ЕС Лондону будет сложнее защищать интересы заморской территории.

Он обратил внимание на то, что ограничения на передвижение рабочей силы, которые вступят в силу после Brexit, приведут к самым негативным экономическим последствиям для Гибралтара. Последний, по словам Хаммонда, "зависит от тысяч и тысяч испанских рабочих, которые ежедневно пересекают границу", и нарушение этого потока "нанесет чрезвычайный ущерб экономике" британского владения на Пиренеях.

Спустя несколько часов после того, как стали известны результаты британского референдума, тогдашний исполняющий обязанности министра иностранных дел и сотрудничества Испании Хосе Мануэль Гарсиа-Маргальо предложил ввести общий суверенитет между Испанией и Соединенным Королевством для Скалы , чтобы "позволить Гибралтару иметь доступ к внутреннему рынку ЕС". Британский МИД резко отверг это предложение.