По состоянию на 2017 год в распоряжении Вашингтона имеется почти 1,4 тыс. развернутых ядерных боеголовок. Больше — 1561 заряд — только у России. Кроме того, США — одна из четырех стран мира, обладающих так называемой ядерной триадой. О ее основных компонентах, а также о том, как США модернизируют свой ядерный потенциал, — в материале ТАСС.
Зов модернизации
"Атомные подводные лодки, стратегические бомбардировщики и баллистические ракеты нуждаются в модернизации. Меня беспокоит наш [ядерный] потенциал в конце 2020–2030-х годов", — заявил глава Стратегического командования (СТРАТКОМ) ВС США генерал Джон Хайтен на Форуме Галифакса по международной безопасности в Канаде.
Генерал Хайтен — не первый, кто обращает внимание Вашингтона на проблему модернизации имеющегося ядерного оружия. За месяц до своей инаугурации президент США Дональд Трамп заявил, что ядерный потенциал страны должен быть "значительно укреплен и расширен". А часть американского экспертного сообщества (например, The Heritage Foundation) призывает Конгресс поддерживать выделение средств на поддержание и модернизацию ядерной триады.
Правда, это очень дорогое удовольствие. По оценкам управления Конгресса США по бюджету, поддержание и модернизация ядерного оружия в период с 2017 по 2026 год может обойтись Вашингтону в $400 млрд.
Триада
Понятие ядерной триады сложилось к концу 1950-х годов, когда на вооружении двух сверхдержав — СССР и США — оказались все три ее компонента (сухопутный, воздушный и морской).
Первый компонент — мобильные или стационарные (шахтные) пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет (МБР).
Второй — стратегические бомбардировщики, способные нести ядерные бомбы или крылатые ракеты с ядерной боеголовкой.
Третий — подводные лодки с БРПЛ (баллистические ракеты подводных лодок).
Всего четыре страны в мире обладают ядерной триадой — Россия, США, Китай и Индия, из которых последняя присоединилась к этому "клубу" в 2016 году.
В распоряжении Вашингтона
Сухопутный компонент триады в США представлен исключительно МБР Minuteman-III, разработанными корпорацией Boeing и впервые поступившими на вооружение в 1970 году. Максимальная дальность Minuteman-III составляет порядка 13 тыс. км, а оснащены ракеты боеголовками двух типов — W78 и W87.
Minuteman-III считаются устаревшими, и в настоящий момент ведется работа над программой Ground-Based Strategic Deterrent ("Наземное стратегическое средство сдерживания" или GBSD). Ее цель — создание достойной замены Minuteman-III. В августе 2017 года стало известно, что в рамках этой программы Пентагон подписал контракты с Boeing и Northrop Grumman на общую сумму в $677 млн. А по данным Arms Control Association, вся программа GBSD может обойтись в $140 млрд.
Воздушный компонент — бомбардировщиками B-52H Stratofortress и B-2 Spirit. Первые поступили на вооружение в 1955 году, а вторые — в 1997-м.
Максимальная дальность полета B-52H без дозаправки составляет около 16,2 тыс. км, а более современного и малозаметного B-2 — 11,1 тыс. км.
В настоящее время Northrop Grumman ведет работу над созданием бомбардировщика B-21 в рамках программы Long Range Strike Bomber program (LRS-B). На это Вашингтон должен будет выделить свыше $100 млрд, считают в Arms Control Association.
Морской компонент представлен БРПЛ UGM-133 Trident II. Это детище Lockheed Martin было принято на вооружение в 1990 году. Сейчас носителями Trident II в США являются исключительно подводные лодки класса Ohio. На каждой лодке — по 24 БРПЛ.
На замену ПЛАРБ (подводная лодка атомная с ракетами баллистическими) Ohio планируется спустить на воду новые субмарины класса Columbia. Они будут отличаться от предшественников меньшим количеством пусковых шахт (16 вместо 24), но большей скрытностью и более современным радиоэлектронным оборудованием.
На разработку и строительство подводных лодок типа Columbia Вашингтону придется выделить $128 млрд.
Александр Мосесов