Кейптаун готовится ко "дню зеро" и многочасовым очередям за пресной водой

Что происходит в туристической столице ЮАР, почему жители города вынуждены ограничивать себя, стоя в очередях за питьевой водой, и какие меры принимает правительство страны, чтобы предотвратить водопроводный коллапс, — в материале ТАСС.
Что стало причиной нехватки воды?
На протяжении последних трех лет второй по численности населения город ЮАР сталкивается с беспрецедентной засухой. Кейптаун и его окрестности объявлены зоной бедствия.
При этом порядка 40% водных ресурсов, потребляемых Кейптауном, обеспечивает Тиватерсклуфская дамба — водный резервуар, расположенный в Западно-Капской провинции. За последние годы площадь резервуара заметно сократилась, а вместе с ней — и количество доступной для жителей города воды.
Уже в декабре прошлого года степень заполнения водохранилищ колебалась в пределах 15–20%.
Помимо засухи на потребление воды сильно повлиял рост населения города. За последние 12 лет количество жителей Западно-Капской провинции увеличилось на 1,5 млн человек, а Кейптаун привлекает трудовых мигрантов со всей страны. При этом порядка 65% потребления воды приходится на частные дома, квартиры и таунхаусы.
Какие шаги предпринимает правительство?
Засуха для Кейптауна — обычное дело. Чаще всего городские власти вводят небольшие ограничения на потребление воды и временно повышают тарифы на водоснабжение, тем самым ограничивая расход ценного ресурса в ожидании восстановления местной экосистемы и наполнения водохранилищ живительной влагой.
Но уже в июле 2017 года, опасаясь полного истощения водных ресурсов, город ввел лимит потребления — 87 литров на человека в день, при том что раньше ограничение составляло 100 или 600 литров.
А 1 февраля 2018 года лимит был заново пересмотрен. Теперь в день разрешается потреблять не более 50 литров.
"Наша очередная цель — в ближайшее время сократить потребление воды в Кейптауне до 450 млн литров в сутки", — заявила мэр мегаполиса Патриша де Лил, добавив, что муниципалитет готовится к введению дополнительного налога на финансирование мер, направленных на разрешение критической ситуации (например, опреснение морской воды и даже рециркуляция сточных вод).

50 литров в день — много или мало?
Это очень мало. Столько воды можно потратить, если принимать душ на протяжении пяти минут.
А учитывая, что в домохозяйствах вода необходима для приготовления пищи, работы стиральных и посудомоечных машин, работы туалетов (каждый смыв туалетного бака "забирает" от 3 до 6 литров воды), о такой роскоши, как прием ванны, кейптаунцы могут забыть.
Кроме того, жителям города теперь запрещено наполнять искусственные бассейны, мыть автомобили водопроводной водой и поливать растения дольше двух часов в неделю в строго отведенное время.
А если граждане собирают родниковую, дождевую и очищенную сточную воду, они должны установить знак, оповещающий об этом остальных жителей города.
А что будет, если Кейптаун не сможет сократить потребление воды?
Тогда наступит "день зеро", которого так боятся кейптаунцы. В этот день — 9 июля — уровень заполнения водохранилищ сократится до критически низкой отметки, а муниципалитет отключит водопроводную систему.
Лимит на выдачу воды сократится до ничтожных 25 литров в день, а воду придется забирать со специально оборудованных точек, отстаивая многочасовые очереди вместе с тысячами других жителей Кейптауна до тех пор, пока засуха не кончится.
Как это повлияет на экономику города?
Во-первых, как сообщает южноафриканский портал Independent Online, напуганные "Днем зеро" туристы откладывают свои путешествия в Кейптаун, боясь неудобств, связанных с отключением водоснабжения. При этом туриндустрия обеспечивает работой около 300 тыс. человек в регионе. Если водопроводный кризис затянется, безработица в городе заметно возрастет.
Во-вторых, из-за того, что население города стало потреблять намного меньше воды, бюджет Кейптауна в 2018 году может недополучить около $140 млн. А строительство крупных опреснительных установок, способных полностью разрешить кризис, Кейптауну пока не по карману.
Наконец, пострадают промышленный и коммерческий секторы экономики Кейптауна. При этом, по словам мэра города, коммерческий сектор пообещал "еще больше работать с городом" и отозвался на призывы к сокращению потребления воды.


