23 марта 2019, 23:01
Кризис на Украине

Медведчук заявил, что закрепление в конституции Украины курса в НАТО грозит расколом

Политик считает, что закрепление в конституции этого курса осуществлено в угоду Порошенко

КИЕВ, 23 марта. /ТАСС/. Треть населения Украины не поддерживает идею вступления в НАТО, поэтому закрепление в конституции страны курса на вступление в альянс раскалывает общество. Об этом заявил председатель политического совета партии "Оппозиционная платформа - За жизнь" Виктор Медведчук в эфире украинского телеканала NewsOne.

"Сегодня поддерживают [стремление в] НАТО 42%, ну 44%. Выступают против - 34-36%. Какое согласие тех людей, которые выступают против? И тех, которые выступают за внеблоковый статус. Это согласие? Это раскол, который ведет к распаду", - сказал он.

Медведчук подчеркнул, что он уважает выбор украинцев, которые хотят вступления страны в НАТО, но призвал их уважать и мнение тех, кто делает противоположный выбор. "Если это порождает разные точки зрения и противодействие, то это не может иметь действие <...> Это популизм чистой воды, не более. Такие действия говорят о том, что сегодня насильственным образом пытаются навязать идентичность, присущую части людей, всему народу", - отметил Медведчук, подчеркнув, что "этого не произойдет". В противном случае, по его словам, это приведет к краху.

По его мнению, закрепление в конституции курса в НАТО и ЕС осуществлено в угоду президенту. "Это чисто популизм и пиар во время избирательной кампании", - подчеркнул он. Кроме того, утверждает политик, курс в НАТО и ЕС - "это не предмет основного закона, такие вопросы не регулируются конституцией".

Верховная рада 7 февраля одобрила поправки в конституцию, закрепляющие курс страны в Европейский союз и НАТО. Позже, 19 февраля, документ подписал президент Украины Петр Порошенко.

Согласно тексту закона, в преамбуле конституции теперь закреплена формулировка о "европейской идентичности украинского народа и необратимости европейского и евроатлантического курса Украины". В статье 102 основного закона меняются полномочия президента, и он становится "гарантом реализации стратегического курса государства на приобретение полноправного членства в Европейском союзе и в Организации Североатлантического договора". Также исключается пункт переходных положений конституции, который предусматривает аренду украинских военных баз иностранными государствами. Парламент в соответствии с законом уполномочен определять основы внутренней и внешней политики, стратегического курса на приобретение членства в ЕС и НАТО, а правительство - обеспечивать его реализацию.

Возврат к Будапештскому меморандуму

Возврат к будапештскому формату переговоров не поможет разрешению конфликта в Донбассе, заявил Медведчук.

"Когда мы говорим о нормандском и будапештском форматах, то в них нет ничего общего. И если почитать программы кандидатов в президенты, которые говорят, что добиться мира в Донбассе можно через возврат к будапештскому формату, то становится понятно, что эти кандидаты его [Будапештский меморандум] не читали вовсе", - сказал Медведчук.

Он пояснил, что в противном случае "они бы знали, что страны-подписанты Будапештского меморандума, а именно США, Великобритания, Россия и Украина, а также присоединившиеся позднее к этому процессу Франция и Китай, о чем мало кто знает, договорились, что гарантируют территориальную целостность Украины от применения влияния на экономическую и политическую ситуацию в стране посредством ядерного оружия, то есть это меморандум о том, что Украина добровольно отказалась от ядерного оружия".

При этом Медведчук подчеркнул, что считает минские соглашения и "нормандский формат" безальтернативным вариантом решения конфликта в Донбассе.

После распада Советского Союза Украина унаследовала третий по величине после США и России ядерный арсенал. В декабре 1994 года Украина, РФ, США и Великобритания подписали Будапештский меморандум. Согласно этому документу Киев присоединялся к Договору о нераспространении ядерного оружия и ликвидировал свой ядерный потенциал, а РФ, США и Великобритания гарантировали Украине безопасность.

Ранее спецпредставитель Государственного департамента Курт Волкер скептически отнесся к идее лидера украинской партии "Батькивщина" и кандидата в президента страны Юлии Тимошенко отказаться от "нормандского формата" в переговорах с Россией относительно ситуации в Донбассе и привлечь к консультациям страны, подписавшие Будапештский меморандум.

Посредник в переговорах по Донбассу

Президент Белоруссии Александр Лукашенко внес большой вклад в поддержание переговоров по урегулированию конфликта в Донбассе и мог бы существенно повлиять на сам процесс, отметил украинский политик.

"Лукашенко не раз высказывал свои соображения о том, что он сделает все необходимое в случае, если нужны будут его миротворческие силы. И мои встречи с Лукашенко сделали меня сторонником того, что он должен быть вовлечен в посреднические функции. Потому что человек, которому доверяют, в частности, на Украине, может существенно повлиять на переговорный процесс", - сказал Медведчук.

Он напомнил, что Киев является сторонником такой инициативы. "Даже [президент Украины Петр] Порошенко позитивно относится к тому, чтобы Лукашенко занялся миротворческими посредническими функциями. И лично я считаю, что он мог бы оказать существенное влияние на договоренности, которые сейчас обсуждаются в Минске", - подчеркнул политик.

Медведчук считает, что Украина должна быть благодарна президенту Белоруссии за помощь в части предоставления площадки для переговоров. "Украина и все, кто заинтересован в мирном разрешении ситуации на Донбассе, должны быть благодарны господину Лукашенко за то, что он предоставил переговорную площадку: во-первых, это недалеко от Киева, во- вторых, туда могут спокойно приезжать представители Донецка, Луганска и России. Также он занимается обеспечением всего переговорного процесса и всех, кто там присутствует, и это тоже крайне важно", - уточнил он, добавив, что МИД Белоруссии также делает огромный вклад в создание необходимых условий для переговоров.