Крупнейшая выставка грузинского авангарда открывается в ГМИИ им. Пушкина в Москве
МОСКВА, 8 декабря. /ТАСС/. Выставка "Грузинский авангард: 1900-1930-е", на которой впервые в России можно увидеть масштабную ретроспективу работ грузинских художников-авангардистов, открывается в Отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) им. А. С. Пушкина.
"Эта выставка для нас самих - большой сюрприз и подарок, как и для наших зрителей. Я радуюсь тем событиям, которые мы делаем как бы "для себя" - то, что нам самим бы хотелось увидеть. Когда ты сам наслаждаешься собственным делом по ходу работы и радуешься тому, как в итоге все получилось, это приводит к правильному результату", - сказала директор музея Марина Лошак на вернисаже выставки накануне вечером.
Она отметила, что духовная связь между Россией и Грузией очевидна, "встреча с этой землей всегда возвращает к жизни любого человека, который умеет чувствовать". "Соединение собственного, европейского и самых разных культур на одной абсолютно волшебной территории и свободной от фальши породило своеобразное движение в искусстве - грузинский авангард", - сказала Лошак и выразила надежду, что когда-нибудь получится сделать выставку на эту же тему в содружестве с музеями Грузии.
В общей сложности в экспозиции в Отделе личных коллекций представлены 200 произведений живописи и театральной графики. Среди них работы Нико Пиросманишвили (Пиросмани), Владимира (Ладо) Гудиашвили , Давида Какабадзе, Кирилла Зданевича.
Выставка занимает три этажа музея, на самом верху можно увидеть полотна Нико Пиросмани, который, по сути, не является художником-авангардистом, но оказал большое влияние на творчество других мастеров, в частности, Ладо Гудиашлвили. Особенно в этом смысле интересно сравнить, как оба художника изображали ланей: грациозные и немного сказочные у Гудиашвили и нарочито грубоватые у Пиросмани. Изображенные им застолья, животные и портреты представлены здесь масштабно, одна из драматургических линий получилась после соединения музейных картин "Раненый солдат" и "Медсестра", которые помещены по бокам от полотна "Морской бой. Русско-японская война" из частной коллекции.
В залах с картинами Гудиашвили (почти все они из коллекции Иветы и Тамаза Манашеровых, которые уже делали персональную выставку художника в Третьяковке) особое внимание привлекают эффектные картины с изображением юношей с ланями. Также здесь представлено творчество Какабадзе, который сотрудничал с режиссером, основоположником грузинского театра Константином Марджанишвили. Отдельной темой выставки стал грузинский авангардистский театр, в этом разделе можно увидеть костюмы и театрально- декорационную графику. Выставка продолжит свою работу до 12 марта.



