24 ноября 2014, 11:48

Андрей Свинаренко: если на упаковке написано «нано», товар воспринимается как премиальный

ИТАР-ТАСС/ Илья Питалев
Глава Фонда инфраструктурных и образовательных программ «Роснано» рассказал о том, зачем отрасли нужна маркировка продукции, произведенной с использованием нанотехнологий

Фонд инфраструктурных и образовательных программ (входит в Группу «Роснано») вводит маркировку товаров, произведенных в России с использованием нанотехнологий, – знак «Российская нанотехнологическая продукция». Этим товарным знаком будет маркироваться нанопродукция, соответствующая требованиям качества и безопасности и не нарушающая прав на интеллектуальную собственность третьих лиц. О том, зачем рынку необходима такая маркировка и какой правовой статус она будет иметь, в интервью ТАСС рассказал генеральный директор Фонда инфраструктурных и образовательных программ Андрей Свинаренко.

 

– Почему возникла необходимость вводить маркировку нанопродукции? Это как-то связано с фальсификациями на рынке?

– В первую очередь, это связано со зрелостью рынка. По данным Росстата, уже около 500 предприятий и организаций выпускают продукцию, связанную с нанотехнологиями. Во-вторых, со сложностью этой продукции и ее соответствием стандартам качества и безопасности. Но в то же время это и инструмент воздействия  на недобросовестных продавцов. Ведь если на упаковке написано «нано», то покупатель воспринимает товар как премиальный.

– Для кого актуально введение маркировки нанопродукции: для промышленных потребителей или розничных?

– Для тех и других. У нас пока по большей части выпускается нанопродукция для бизнеса. В ряде компаний с государственным участием установлены  квоты  по применению инновационных, в том числе нанотехнологических, решений российского производства. Разумеется, компании заинтересованы в приобретении продукции с высокими характеристиками качества и безопасности.  Сегодня на  российском рынке фактически отсутствуют ясные и узнаваемые для покупателей индикаторы, позволяющие отделить качественные и безопасные нанотехнологические решения от товаров низкого качества и фальсификата. Именно эту задачу и призван решить знак – он поможет бизнесу сориентироваться на рынке нанотехнологической продукции и даст возможность принимать участие в программах закупок инновационной продукции.

Что касается простого покупателя, то мог ли он раньше проверить, есть ли «нано» в продукции, которую ему предлагают купить? Нет. Теперь же, при наличии маркировки от производителя, он может быть уверен в том, что покупка соответствует сертификатам качества и в ней действительно есть «нано».

– Какой правовой статус будет иметь знак «Российская нанотехнологическая продукция»? Будет ли он упомянут в нормативных актах, регламентирующих госзакупки?

- Маркировка нанопродукции знаком не станет обязательной для участия в госзакупках. Это скорее ориентир, а не обязательство. Закупки будут проводиться, исходя из их экономической целесообразности.

У нас есть целое направление деятельности по развитию рынка нанопродукции. Возможность квотирования закупок инновационной продукции в федеральном законодательстве обсуждается, разрабатывается реестр инновационной продукции. Нельзя решать задачу развития инноваций исключительно с помощью нанотехнологий. Есть и другие технологии, которые также являются инновационными. Ряд регионов такие квоты уже ввел: речь идет, например, о Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане – всего 10 регионов это уже сделали. Более того, некоторые крупные компании также пошли по этому пути.

– Для розничных потребителей планируется рекламная кампания федерального масштаба?

– Давайте посмотрим, какие компании и с какой продукцией  подадут заявки на право получения знака. Думаю, что у нас большая часть продуктов будет рассчитана на бизнес, а не на физических лиц.

– А нет опасений, что без специальных разъяснений розничные потребители будут воспринимать маркированные товары с настороженностью?

– Есть. Повторюсь, мы исходим из того, что на первом этапе у нас, скорее всего, будут производители для бизнеса, а не физических лиц.  С другой стороны, многие потребители не боятся сложной наукоемкой  продукции, они ожидают от нее новых потребительских свойств и более высокого качества. 

– Вы привлекали для разработки бренда креативное агентство? Сколько стоила разработка знака?

– Нет, не привлекали. В основном мы делали его внутренними ресурсами.

– Проводились ли оценки потенциального объема рынка брендированной нанопродукции?

– Весь рынок  нанопродукции в 2015 году должен составить 900 млрд руб. Для достижения этой задачи мы используем все инструменты: инвестиционные, инфраструктурные, образовательные, нормативно-технические, популяризацию. Потребитель должен относиться лояльно к новым технологиям и привыкнуть покупать современную продукцию.

– Когда вы назовете первые предприятия, которые получат право использовать знак «Российская нанотехнологическая продукция»?

– Пятого декабря в Москве откроется 3-й Конгресс предприятий наноиндустрии. Первые знаки будут вручены именно во время его работы.