Акарологи изучили клещей-"муравьелюбов" в Западной Сибири

22 декабря 2016, 17:31 UTC+3 МОСКВА МОСКВА 22, декабря. /ТАСС

По словам руководителя международной комплексной научно-исследовательской лаборатории ТюмГУ, ученые обнаружили 16 новых для науки видов, а 28 видов выявили впервые в России

МОСКВА, 22 декабря. /ТАСС/. Ученые Тюменского государственного университета закончили первый в России проект по исследованию мирмекофильных, то есть живущих рядом с муравьями, клещей Западной Сибири. Об этом рассказал ТАСС руководитель международной комплексной научно-исследовательской лаборатории ТюмГУ по изучению климата, землепользования и биоразнообразия Андрей Толстиков.

"Комплексное исследование мирмекофильных акариформных клещей на территории Западной Сибири проведено впервые, - сказал Толстиков. - Акарологи ТюмГУ изучили фауну, систематику, экологию и взаимоотношения между муравьями и клещами".

Мирмекофильные клещи - это те виды клещей, которые живут рядом с муравьями. Они могут охотиться на других обитателей муравейника, живущих вместе с муравьями, питаться перегнивающей органикой или паразитировать на самих хозяевах гнезда. По словам Толстикова, ученые обнаружили 16 новых для науки видов, а 28 видов выявили впервые в России.

В ходе проекта ученые впервые использовали методы растровой электронной микроскопии для выявления мест прикрепления клещей к муравьям. Дело в том, что некоторые из мирмекофильных клещей не могут передвигаться самостоятельно и используют в качестве транспортного средства муравьев, к которым прикрепляются и переезжают таким образом из одного муравейника в другой.

Ученые также обнаружили, что у большинства видов муравьев есть "свои", специфические только для них виды клещей, с которыми у них образуется устойчивое взаимодействие. По словам исследователей, это доказывает, что муравьи и клещи эволюционируют вместе - их развитие взаимосвязано, и изменения признаков у одних приводят к изменениям у других.

Исследования проводились учеными международной комплексной научно­исследовательской лаборатории по изучению изменения климата, землепользования и биоразноообразия в течение трех лет по проекту Госзадания Министерства образования и науки РФ.