Физики разложили "молекулярный танец" воды на отдельные движения

16 февраля, 14:31 UTC+3 МОСКВА МОСКВА 16, февраля. /ТАСС

Новый метод может быть использован для точного контроля химических реакций

© Сибирский федеральный университет

МОСКВА, 16 февраля. /ТАСС/. Международный исследовательский коллектив с участием ученых Сибирского федерального университетам (СФУ) показал, что с помощью рентгеновского излучения можно выделять одно отдельное колебательное движение среди всего ансамбля колебаний молекулы, сообщает портал "Чердак" со ссылкой на пресс-службу СФУ. В перспективе, новый метод может быть использован для точного контроля химических реакций.

"Возможность управления этим движением и, в частности, выделение единственного типа движения является ключом к пониманию и контролю молекулярных реакций", - сказал один из авторов работы, сотрудник Лаборатории нелинейной оптики и спектроскопии СФУ, Виктор Кимберг.

Даже довольно простые молекулы, такие как вода, постоянно двигаются весьма сложным образом. Их атомы колеблются в разных направлениях и с разными частотами, что называется колебательными модами, а суммарное движение молекул складывается из этих разных колебательных мод и часто называется "молекулярным танцем".

Физики из Германии, Швеции, России, Швейцарии и Бразилии научились выделять в этом молекулярном танце отдельные моды с помощью эффекта пространственных ворот - локализации отдельных колебательных состояний в результате рассеяния рентгеновских лучей. Свои эксперименты ученые проводили в Швейцарии: для них они брали молекулы воды в газообразной форме, облучали их рентгеновским излучением синхротрона и в результате после обработки получали спектры рассеяния рентгеновских лучей на отдельных колебательных модах молекулы.

Результаты работы опубликованы в журнале Nature Communications. Ученые говорят, что разработанный ими механизм подходит для прецизионного контроля химических реакций и в перспективе может быть использован для более сложных систем из фотохимии или биофизики. В ближайшее время они планируют опробовать возможности нового метода на молекулах воды в жидкой фазе.