17 июля 2015, 18:26
Новости компаний

Эксперт: события в Мукачево – это проба сил

ТАСС
Руководитель CIS-EMO Алексей Кочетков о докладе "Экстремизм в украинской политике, обществе, СМИ и силовых структурах", разнице между экстремизмом на Украине и в России и событиях в Мукачево

Международная мониторинговая организация CIS-EMO подготовила доклад  "Экстремизм в украинской политике, обществе, СМИ и силовых структурах", презентация которого прошла в пресс-центре ТАСС 16 июля 2015 года. Руководитель CIS-EMO Алексей КОЧЕТКОВ  рассказал о докладе, разнице между экстремизмом на Украине и в России и своем взгляде на события в Мукачево.

- Каковы основные выводы вашего доклада?

- Экстремизм это результат серьезной работы, которая проводится на Украине по промыванию мозгов местному населению. Это последствия пропаганды, которая в течение 25 лет навязывалась украинскому населению сначала в легких формах, а потом  - во все более и более серьезных. Пропаганды, направленной, в первую очередь, на разрыв добрососедских отношений с Россией и русским народом.

В течение последних нескольких лет, еще задолго до последнего "майдана", мы писали, что национализм на Украине представляет опасность для общества и несет в себе серьезную угрозу. Первая наша книга вышла еще в 2012-м году и называлась "Иллюзия свободы. Куда ведут Украину новые бандеровцы". Мы ее издали и в России, и на Украине. На нее была достаточно большая реакция, особенно в Киеве. Я до апреля 2014 года жил в Киеве. Мы собирали информацию о правых экстремистах. Для нас стали довольно неприятной неожиданностью результаты выборов 2012 года в Верховную раду, когда достаточно большая группа националистов от партии "Свобода" прошла в парламент.

- Ваше последнее  исследование охватывает период с февраля 2014 года до настоящего времени. Как изменилась ситуация с экстремизмом после смены власти на Украине?  

- Изменилось то, что этот радикальный национализм и экстремизм стали  частью государственной идеологии, а отступление от этой идеологии стало чем-то вроде нонконформизма. В начале 90-х годов говорить такие вещи, которые стали совершенно нормальными  сейчас, не то, что с трибун, - на кухне было не очень принято. Постепенно многие вещи, которые 20 лет назад даже представить было невозможно, к 2014-15 годам стали сами собой разумеющимися.

- Почему, на ваш взгляд, националистические идеи находят поддержку в обществе?

- Думаю, что серьезную роль в этом сыграли СМИ. Когда я в 2012 году приехал  наблюдать за очередными выборами в Верховную раду, меня удивило, что почти все передачи, которые я видел  - если они касались России -  имели негативный подтекст. Процентов на 90 шел негатив. Хотя считалось, что Янукович с нами "дружит". Но видимо, руководство СМИ так не считало. Сейчас же эта целенаправленная политика создания  негативного образа стала абсолютной нормой. Про русских и Россию на Украине в положительном ключе писать стало не только не прилично, но и опасно. Если какая-нибудь газета "Вести" пытается разобраться в ситуации объективно, предоставить возможность высказать свою точку зрения противоположной стороне, не националистической, она тут же подвергается не  просто  критике,  а прямому силовому давлению: на редакцию нападают, журналистов избивают. И это стало нормой. Об этом мы в докладе и пишем, что это не частность какая-то, а целенаправленно заложенная линия, которую поддерживают люди, которые там пришли к власти.

- На кого рассчитан ваш доклад?

- В основном на экспертов, на журналистов, ну и на студентов политологов. Мы собираем информацию из максимального количества источников и систематизируем ее. Со временем историки смогут дополнительно пользоваться этой книгой как пособием по сбору материала, а журналисты, - для того, чтобы всегда иметь перед глазами информацию и хронологию событий и быть точными в изложении фактов.  Мы стараемся от себя ничего не  придумывать. Опираясь на определенные факты, мы описываем ситуацию так, как мы ее видим.

Когда мы выпустили книгу "Демократия под огнем", посвященную выборам в  донецких народных республиках, мы собрали хронику развития событий в Донецке и Луганске день за днем с конца февраля - начала марта. Тогда многие журналисты писали нам "спасибо", потому что мы систематизировали большой объем информации. И последнее наше исследование та же систематизация,  она может пригодиться в работе СМИ. Следующий доклад, который мы готовим, будет посвящен экстремизму в России.

- В чем принципиальная разница между экстремизмом в России и экстремизмом на Украине?

- Экстремизм на Украине направлен на захват власти в стране, то есть экстремисты целенаправленно рвутся во власть. В России экстремизм имеет своей целью развал государства, а не захват власти.

 - Анализ последних событий в Мукачево не успел войти в ваш доклад. Как вы прокомментируете их с точки зрения ваших исследований?

 - "Правый сектор" - это структура, которая делами, подобными "мукачевскому", занимается с самого начала, она, по сути, и образовалась как силовой кулак для решения самых разнообразных задач и вопросов.  Переделом бизнеса, "крышеванием" за деньги, они начали заниматься еще с февраля 2014 года. На мой взгляд, то, что произошло в Мукачево, это ко всему прочему, еще и проба сил. Люди, которые стоят за "Правым сектором", проводят ревизию мобилизационной готовности этой структуры.