МОСКВА, 7 августа. /ИТАР-ТАСС/. Закон об уголовной ответственности юридических лиц не сможет стать инструментом в руках рейдеров. Такое мнение высказал официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин в интервью, опубликованном на сайте ведомства.
Ранее СК РФ выступил с инициативой о введении уголовной ответственности для юрлиц для эффективной борьбы с офшорами.
"Во-первых, трудно представить, как уголовная ответственность юридических лиц может стать инструментом рейдерства, - сказал Маркин. - Если верить публикациям, то обычно для этого необоснованно возбуждается уголовное дело в отношении физического лица, владеющего компанией, оно может быть заключено под стражу, после чего ему выдвигается требование переписать актив на другое лицо. Посудите сами, зачем для захвата использовать возбуждение уголовного дела в отношении юридического лица, когда по этой статье нельзя ни арестовать физическое лицо, ни угрожать ему посадкой в тюрьму?"
По его словам, уголовную ответственность предполагается установить не за все деяния, а только за ограниченный круг преступлений, в который не входят ни мошенничество, ни другие преступления в сфере экономики.
"В него будут включены такие деяния, как финансирование терроризма, экстремизма, легализация преступных доходов, торговля людьми, развязывание и финансирование агрессивной войны и применение запрещенного оружия и т. д. Для захвата бизнеса, как правило, используются не эти статьи, а именно входящие в круг преступлений в сфере экономики, в первую очередь ст. 159 УК РФ (мошенничество)", - подчеркнул официальный представитель СК.
Кроме того, он отметил, что помимо следователей, которые будут возбуждать и расследовать уголовное дело в отношении юридического лица, в уголовном процессе есть надзирающий прокурор и суд.
"Кстати говоря, именно процедура уголовного судопроизводства позволяет наиболее эффективно отстаивать лицу свою невиновность в состязательном процессе. Именно поэтому ЕСПЧ и говорит о том, что для применения санкции в отношении организации России необходимо было обеспечить юридическому лицу такой объем процессуальных прав, который предусмотрен для обвиняемого физического лица", - рассказал Маркин.
Он добавил, что в случае принятия закона будут приняты определенные меры ведомственного контроля, чтобы избежать злоупотребления этим мощным правовым средством воздействия на юрлиц, а также исключить неправильное применение закона.