Президент России считает недопустимым отмену пригородных электричек

Архив ИТАР-ТАСС/ Павел Смертин

В ситуации с отменой электричек Владимир Путин обращает внимание на несогласованность действий перевозчиков и регионов

МОСКВА, 16 апреля. /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин заявил, что государству придется взять на себя возобновление пригородных железнодорожных маршрутов в тех местах, где у людей нет другой транспортной альтернативы.

В ходе "Прямой линии" житель Саратовской области пожаловался главы государства на отмену электричек, в частности, по маршруту "Балашов - Саратов". "Как учиться молодежи из деревень, когда нет электричек?" - возмущался он.

"Я с вами согласен, что это недопустимо", - согласился Путин.

Он напомнил, что проблемы начались, когда произошло резкое увеличение тарифов на содержание железнодорожной инфраструктуры и т.д. "Когда увеличили в разы, выяснилось, что регионы не в состоянии платить - у них просто нет соответствующих ресурсов, и просто эти электрички отменили. Вот эта несогласованность действий, отсутствие прогноза по результатам принимаемых решений и вызвали такую реакцию с моей стороны", - сказал президент.

"Многие направления восстановлены, но не везде. И видимо одно из не восстановленных - это Ваше", - обратился Путин к звонившему, взяв на заметку маршрут "Балашов - Саратов".

"Обязательно с этим позанимаемся и будем дальше стремится к тому, чтобы были найдены оптимальные решения и с экономической точки зрения - для перевозчика и для регионов, но и для людей. Есть вещи, которые придется региону и государству взять на себя, особенно когда нет другой альтернативы для граждан, которые должны жить нормальной жизнью - в данном случае речь идет и о детях, которые должны учиться, да и вообще о людях, которые хотят посещать крупные города по своим личным делам, по семейным и тому подобное. Я пометил для себя, позанимаемся", - заключил президент.

Отмены пригородных поездов связаны с нежеланием региональных властей сотрудничать с пригородными компаниями по вопросам компенсации разницы между комфортным для граждан "социальным" тарифом и экономически обоснованными затратами перевозчика
РЖД

При этом президент согласился, что по некоторым маршрутам курсируют пустые составы. "Это от страха запустили просто только, чтоб ходили, - с иронией заметил Путин. - Это тоже не решение вопроса". "Надо сказать, что на правительственном уровне ряд решений принят, таких серьезных", - продолжил глава государства, перечислив восстановление субсидирования РЖД, понижение стоимости содержания инфраструктуры и обнулили НДС - "против чего Минфин всегда возражает" - на пригородные поезда.

Сбои в пригородном железнодорожном сообщении

С начала года движение пригородных поездов в целом ряде регионов было прекращено в связи неурегулированностью вопросов между регионами и пригородными железнодорожными компаниями. Эта ситуация вызвала жесткую критику главы государства. В настоящее время все ранее отмененные пригородные маршруты (около 300) восстановлены.

Ранее в РЖД сообщили, что пригородные пассажирские компании могут в начале 2015 года отменить до 220 электричек.

"Отмены пригородных поездов связаны с нежеланием региональных властей сотрудничать с пригородными компаниями по вопросам компенсации разницы между комфортным для граждан "социальным" тарифом и экономически обоснованными затратами перевозчика", - пояснили в РЖД.

На совещании с членами кабинета министров 4 февраля президент РФ Владимир Путин раскритиковал правительство за сбои в пригородном железнодорожном сообщении. Глава государства потребовал решить вопрос немедленно.

Вице-премьер Аркадий Дворкович доложил, что в числе предложенных правительством мер - снижение ставки НДС до 10% (такой законопроект будет внесен в Госдуму уже в феврале), а также возвращение льготной ставки оплаты за инфраструктуру на уровне 1% (что потребует дополнительных субсидий регионам из федерального бюджета, по предварительным оценкам, в 6-8 млрд руб.).

По его словам, позиция РЖД заключается в том, что функционирование убыточных пригородных перевозок обеспечивается за счет государственных субсидий.

"К сожалению, финансовая модель, заложенная в основу функционирования пригородного комплекса, на которой в свое время настаивали правительственные чиновники, оказалась несостоятельной. Мы об этом говорили, как и о том, что ОАО "РЖД", будучи коммерческой компанией, не может и не должно оплачивать государственные социальные обязательства. Думаю, что вмешательство президента наконец поставит жирную точку на неопределенности и бесконечных дискуссиях о том, нужен или не нужен стране пригородный железнодорожный транспорт и за счет каких источников финансирования он сможет нормально развиваться", - подчеркивает Якунин.

В РЖД рассчитывают на гарантии

ОАО "Российские железные дороги" рассчитывает на финансовые гарантии для системного решения проблемы пригородного сообщения, заявил 9 февраля президент компании Владимир Якунин в своем блоге.

По его словам, позиция РЖД заключается в том, что функционирование убыточных пригородных перевозок обеспечивается за счет государственных субсидий.

"К сожалению, финансовая модель, заложенная в основу функционирования пригородного комплекса, на которой в свое время настаивали правительственные чиновники, оказалась несостоятельной. Мы об этом говорили, как и о том, что ОАО "РЖД", будучи коммерческой компанией, не может и не должно оплачивать государственные социальные обязательства. Думаю, что вмешательство президента наконец поставит жирную точку на неопределенности и бесконечных дискуссиях о том, нужен или не нужен стране пригородный железнодорожный транспорт и за счет каких источников финансирования он сможет нормально развиваться", - подчеркивает Якунин.