МОСКВА, 5 августа. /ТАСС/. Минтруд по поручению премьер-министра РФ Дмитрия Медведева проверит соблюдение трудовых прав летных и кабинных экипажей в "Трансаэро" и UTair, сообщает "Коммерсант". Поручение премьер дал на основании обращения к нему профсоюзов с жалобой на урезание льгот.
В Минтруде изданию сообщили, что в 2014-2015 годах "Трансаэро" и UTair провели спецоценку условий труда на рабочих местах бортпроводников. Оценка отнесла эти условия к "допустимым", и в результате "было прервано накопление работниками страхового стажа для назначения досрочной пенсии по старости". Но в апреле Общероссийское объединение профсоюзов гражданской авиации не согласилось с результатами спецоценки и попросило Минтруд провести проверку. Экспертиза подтвердила, что порядок проведения спецоценки был нарушен: не были измерены параметры микроклимата, световой среды, нарушена методика измерения шума, заявили в Минтруде. В результате Госинспекция труда в Ханты-Мансийском АО предписала UTair провести повторную спецоценку на рабочих местах бортпроводников, решение по "Трансаэро" готовит Госинспекция труда в Москве. Повторная спецоценка должна состояться до конца года.
В UTair накануне отказались от комментариев. В "Трансаэро" изданию сообщили, что спецоценка проводилась в соответствии с Трудовым кодексом, ее проводила независимая структура, уполномоченная государством,- Клинский институт охраны и условий труда. Авиакомпания не получала от госорганов никаких заключений по проверке, но готова к любым новым проверкам соблюдения трудового законодательства (за последние полгода были уже три). В "Трансаэро" уверяют, что никаких жалоб ее профсоюз не направлял, а разногласий с коллективом бортпроводников (более 4 тыс. человек) нет. Но председатель профсоюза работников "Трансаэро" Дмитрий Савишин пояснил "Ъ", что профсоюз не раз обращал внимание госорганов на многочисленные нарушения норм ТК в авиакомпании: задержки зарплаты, отсутствие учета рабочего времени, дискриминацию лидеров профсоюза. По его оценке, в случае отмены надбавок за особые условия труда и льготных отпусков компания "сэкономит порядка 1 млрд рублей на бортпроводниках".
Источник издания, близкий к совету директоров "Аэрофлота", сообщил, что спецоценка труда бортпроводников в компании не проводилась, хотя к этому "подталкивали другие перевозчики". По сведениям "Ъ", спецоценка проводилась в "Сибири" и "Глобусе" (входит в ту же группу), но зарплата и соцгарантии пилотов не изменились. Но новый класс условий труда для бортпроводников не предполагает надбавку за вредные условия, и компания увеличила бортпроводникам оклад пропорционально сумме прежних надбавок, сообщили "Ъ" в пресс-службе "Сибири".
В начале года предполагалось, что разногласия снимет новый проект приказа Минтруда, повышающий уровень вредности работы летных и кабинных экипажей и расширяющий соцгарантии. Но, по данным здания, он до сих пор не согласован из-за разногласий между компаниями и профсоюзами. По мнению экспертов, увеличение расходов на страховые отчисления в нынешней ситуации для перевозчиков неприемлемо, и если это произойдет, то зарплата персонала вряд ли будет повышена в ближайшие годы.