5 ноября 2015, 09:45

Яровая: ежемесячно в России в ДТП гибнет столько же, сколько при крушении восьми самолетов

Пресс-служба МЧС/ ТАСС, архив

Депутат Госдумы обратила внимание, что ситуация приобретает чрезвычайный характер, так как для общества стало обыденным "убийство на дорогах"

МОСКВА, 5 ноября. /ТАСС/. Ежемесячно на дорогах России погибает столько же людей, сколько в крушении восьми самолетов, заявила председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. Она указала на неприемлемость того, что эта шокирующая статистика превратилась в обыденность для населения страны.

"В России за девять месяцев 2015 года совершено 133 203 ДТП. В сравнении с таким же периодом прошлого года имеет место даже некоторое снижение - на 9%", - сказала парламентарий на парламентских слушаниях на тему "Проблемы обеспечения безопасности граждан при осуществлении пассажирских и грузовых перевозок автомобильным транспортом".

"16 638 погибших - тоже, казалось бы, есть снижение по сравнению с периодом прошлого года. - продолжила Яровая. - Но 16 638 человек погибших - это то, что происходит незаметно для общества, это то, к чему общество привыкло, это те происшествия на дорогах, которые случаются ежедневно". "Если провести такую очень образную аналогию, которая может носить буквально психологически шокирующий характер, то получается, что у нас ежемесячно на дорогах погибает восемь самолетов", - констатировала она.

"Вы понимаете в состоянии какой чрезвычайной ситуации мы находимся? Что для нас стало обыденным убийство на дорогах?", - обратилась глава комитета к участникам слушаний.

Она напомнила, что в летний период в РФ прошла "буквально череда ДТП с участием общественного транспорта, которые, безусловно, тревожили, потому что результатом этих происшествий была массовая гибель людей". "И сложилось ощущение того, что формируется тенденция новой угрозы безопасности на дорогах", - сказала депутат.

"Анализ, который мы провели, требует нашего общего обсуждения, потому что он выявляет другие тенденции, чем те, которые показались бы очевидными на первый взгляд", - заявила Яровая.

Рост числа тяжких ДТП с участием пьяных водителей автобусов

Депутат также заявила о 20-процентном росте в России тяжких ДТП с участием пьяных водителей автобусов. "Если анализировать ситуацию с автобусами - при том, что их удельный вес (в общем числе ДТП) небольшой, это 7%, нас тревожит ситуация с тем, что на 20,6% возросло количество ДТП с автобусами, где водители находились в состоянии алкогольного опьянения", - сказала Яровая.

Глава комитета указала, что речь идет об "управлении общественным транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, зафиксированного в результате ДТП с тяжкими последствиями, где уже погибли люди". "Мы понимаем, что это общественный транспорт, где должен быть предрейсовый осмотр, где должны быть особые требования к водителю", - подчеркнула Яровая.

Рост наказанных за пьяное вождение

"У нас возросло количество лиц, привлекающихся к административной ответственности за употребление алкоголя и наркотиков при управлении транспортным средством", - добавила Яровая. При этом депутат напомнила, что "общая логика введения погрешности алкотестеров была направлена на то, что это как будто бы понизит количество лиц, привлекаемых к ответственности, что эта погрешность приводила к тому, что привлекались невиновные".

"Что показывает практика - даже при этой погрешности те, кто употребил рюмку водки, бокал вина и бокал пива - они не считаются употреблявшими /спиртного/ и алкотестер не покажет допустимый уровень для привлечения их к ответственности - большая группа /гипотетически употреблявших алкоголь/ вообще остается без ответственности", - предупредила глава думского комитета.

"Но при всем даже этом у нас имеет место рост лиц, которые привлечены к административной ответственности, то есть, они уже находились в такой степени опьянения, которую не заметить и проигнорировать было бы уже вообще преступлением", - констатировала она.

Резонансный закон об отмене "нулевого промилле" вступил в силу 1 сентября 2013. Документ ввел критерий состояния опьянения при вынесении наказания за вождение в нетрезвом виде. Так, предусматривается, что административная ответственность наступает "в случаях установленного факта употребления вызывающих опьянение веществ". Определяется он наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно: 0,16 и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха или 0,35 и более грамма на один литр крови. Как неоднократно подчеркивал зампред профильного комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков, "пить за рулем, по-прежнему, нельзя". Однако, по его словам, законодательно устанавливается значение погрешности, которое "позволит отделить клинически трезвых водителей от тех, кто употребляет спиртные напитки при вождении автомобиля".

О возможности ужесточения наказание за невозмещение вреда пострадавшим

Яровая предложила внести изменения в административное и уголовное законодательство и предусмотреть обязательные и принудительные работы в случае злостного невозмещения вреда пострадавшим в ДТП. "К сожалению, судебная практика показывает злостное, умышленное, циничное уклонение от возмещения вреда", - продолжила депутат. Она рассказала, что ей и ее коллегам нередко поступают обращения граждан по ситуациям, "когда судебные решения просто цинично не исполняются".

По словам председателя комитета, нередки случаи, когда лицо, признанное виновным, владеет имуществом, зарегистрированным на других граждан. Поэтому "при предъявлении официальных доходов вопрос возмещения вреда становится неисполнимым".

Яровая считает, что ужесточение законодательства в этой сфере будет справедливо по отношению к пострадавшим, так как "сегодня гуманизм больше обращен к преступнику, а не к жертве преступления". По ее мнению, причинение ущерба здоровью всегда влечет за собой серьезные финансовые затраты и сложную жизненную ситуацию для семьи.