МОСКВА, 22 марта. /ТАСС/. Отсутствие регистрации по месту жительства у сирот не может служить основанием для отказа региональных властей в передаче детей приемным родителям и выплаты им установленных пособий. Об этом говорится в ответе ФМС на письмо Минобрнауки РФ в связи с фактами препятствования властей ряда регионов, в частности городов Москвы и Санкт-Петербурга, в передаче иногородних детей-сирот под опеку.
"ФМС России придерживается мнения о том, что наличие у гражданина Российской Федерации регистрации по месту пребывания или по месту жительства на территории полномочий органов опеки и попечительства не должно являться приоритетным условием для удовлетворения заявлений граждан в рассматриваемых случаях", - указано в документе, копия которого имеется в распоряжении ТАСС.
ФМС отмечает, что "регистрация или ее отсутствие не является основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации".
Минюст России на аналогичный запрос Минобрнауки (копия ответа Минюста имеется в распоряжении ТАСС) также напоминает, что "факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей". Минюст также указывает, что в соответствии с Гражданским кодексом РФ "местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, а место жительства несовершеннолетних или граждан, находящихся под опекой, - место жительство их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов".
Таким образом, ФМС и Минюст подтвердили позицию Минобрнауки о неправомерных отказах органов опеки в выплатах пособий приезжим детям-сиротам, переданным под опеку, из-за отсутствия у них регистрации по месту жительства на территории соответствующего субъекта РФ.
Москва "поделила" сирот на "своих" и "чужих"
В конце прошлого года правительство Москвы приняло постановление, в котором уточнило порядок оказания социальной поддержки родителям, взявшим в семью ребенка под опеку. Согласно документу право на социальные выплаты имеют граждане, "имеющие место жительства в городе Москве, принявшие в приемную семью, на патронатное воспитание ребенка (детей), имеющего (имеющих) место жительства в городе Москве". Ранее же выплаты производились по месту жительства приемных родителей, место регистрации ребенка не учитывалось.
Данная проблема также привлекла внимание уполномоченного по правам человека в РФ Эллы Памфиловой и членов ОП РФ. Омбудсмен ранее заявила, что жалобы приемных родителей дают повод для обращения в прокуратуру, и обещала "в рамках своих полномочий" "ударить по рукам" чиновников в интересах защиты детей.
Зампредседателя комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан ОП РФ Георгий Федоров ранее обратился в Генпрокуратуру с просьбой проверить факты препятствования властей Москвы, Санкт- Петербурга и других регионов в передаче иногородних детей-сирот под опеку в семьи приемных родителей. Такой же запрос направил депутат Госдумы Александр Агеев ("Справедливая Россия").
10 марта в Общественной палате РФ состоялись слушания, в ходе которых представители московского правительства заявили, что ежегодно Москва тратит на содержание детей-сирот 3 млрд руб., из них 1 млрд тратится ежегодно на детей-немосквичей и 1,2 млрд руб. - на вознаграждение иногородних приемных родителей.
"Невозможно объять всю Российскую Федерацию и даже в таком субъекте, как Москва, обеспечить выплаты, когда они ежегодно растут, и растут в связи с притоком детей, граждан из других субъектов федерации. Невозможно всех граждан переместить в Москву", - заявляла заместитель руководителя департамента труда и социальной защиты населения Москвы Алла Дзугаева.
Заместитель директора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки РФ Ирина Романова ранее напомнила, что место жительства определяется не регистрацией, и на этот счет имеется решение Конституционного суда. "Я не согласна, что все граждане поедут в Москву. Не поедут. И мы не можем ограничивать конституционное право граждан на свободу передвижения", - подчеркнула Романова.