31 марта 2016, 07:35

Шувалов: правительство планирует в мае ввести термин "опасное вождение"

ИТАР-ТАСС/ Максим Шеметов

Данные видеофиксаторов должны приниматься судами в качестве доказательства опасного вождения, добавил первый заместитель председателя правительства РФ

МОСКВА, 31 марта. /ТАСС/. Правительство РФ в мае планирует принять постановление о введении термина "опасное вождение" и наказание за него.

Об этом заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов на общественном обсуждении проекта данного постановления.

У нас с вами уйдет немного времени для того, чтобы эту формулировку ("опасное вождение") доработать. Давайте постараемся это сделать в течение апреля, с тем, чтобы в мае постановление правительства точно вышло

По его словам, введение понятия "опасное вождение" не должно рассматриваться в обществе как дополнительная возможность для поборов с водителей, а эффект от введения наказания за "опасное вождение" может быть только при условии, что это поддерживается обществом.

Конечно, всегда нам задают один и тот же вопрос: вы что, действительно создаете для сотрудников ГИБДД дополнительные возможности терроризировать добропорядочных водителей и даете им возможность дополнительно собирать дань на дорогах? Конечно, ни у кого такого умысла нет и такой цели никто не преследует

Наказание должно быть административным, а не уголовным

Шувалов также предлагает ввести административное наказание за опасное вождение автотранспорта. 

Я поддерживаю, что по опасному вождению не нужно сейчас переходить к уголовному наказанию, надо определиться по административной ответственности. Она может быть очень серьезной и жесткой, но все же это административная ответственности

По его словам, уточнением определения "опасное вождение" должны заняться, в частности, МВД и Министерство транспорта.

У автомобилей с мигалками должно быть специальное разрешение на "опасное вождение"

Водителям служебных машин с мигалками первый вице-премьер предлагает запретить опасное вождение, разрешения могут иметь только водители особо охраняемых лиц государства.

Водители, которые управляют специальными транспортными средствами, обеспеченными специальными световыми и звуковыми сигналами, должны понимать, что им запрещено опасно водить. Исключения какие? Только охраняемые лица, для движения которых принимаются специальные меры предосторожности. Только идиот вылетает на трассу, а всем остальным понятно, что в этот момент нужно находиться подальше от движущихся объектов

Данные видеорегистраторов должны принимать в суде

Шувалов отметил необходимость также ввести поправки в законодательство, которые обязывают суды принимать в качестве доказательства "опасного вождения" данные видеорегистраторов и других средств видеофиксации.

По его мнению, требования по защите данных видеофиксации от корректировки или монтажа необходимо учесть. 

Но надо сделать так, чтобы наша забота о том, чтобы в эти данные никто не влезал, не изменял, не превратилось в заботу о монополистах, которые производят соответствующие приборы видеофиксации. Все же надо думать о потребителях, чтобы была дешевая аппаратура, доступная для водителей

Предложения сторон

В свою очередь министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров сообщил, что министерство совместно с МВД уже фактически подготовило поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые позволят владельцам смартфонов отправлять видео о правонарушениях в ГИБДД в качестве легитимного доказательства их совершения. "Начинаем процедуру внесения этих поправок, в том числе в Госдуму, - сказал он. - С осени этого года, скорее всего, сможем вовлечь десятки миллионов россиян в использование этих материалов для привлечения к ответственности нарушителей."

Что касается видеорегистраторов, он отметил, что в качестве юридически значимого доказательства вряд ли можно будет использовать данные всех из них. "Скорее всего, мы сможем выработать набор дополнительных технических требований и с ключевыми производителями этих устройств сможем говорить о появлении отдельных видеорегистраторов, которые смогут гарантировать для органов ГИБДД легитимность и юридическую значимость для судебных разбирательств этой информации", - добавил Никифоров.

Заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов предложил приравнять превышение скорости свыше 60 км/ч в условиях города к "опасному вождению". "В условиях города невозможно превысить скорость сверх разрешенных 60 км/ч, не создавая проблем другим водителям на дороге", - считает он.

Кроме того Ликсутов считает необходимым наделить сотрудников ГИБДД возможностью на месте принимать решение о лишении нарушителей прав на срок не менее 6 месяцев.

Участник экспертной группы, созданной при первом вице- премьере, заместитель руководителя экспертно-аналитического центра "Пробок.нет" Андрей Мухортиков считает, что термин "опасное вождение" и наказание за такое нарушение уже давно пора вводить в России. "Начать следует с административной ответственности, мы предлагаем штраф 5-10 тыс. руб.", - сказал он. По мнению Мухортикова, через год нужно будет проанализировать правоприменительную практику, статистику ГИБДД, собрать отзывы водителей и доработать данное понятие. Возможно, разделить его на "небрежное вождение" и "опасное вождение", установив разные градации ответственности.