СЫКТЫВКАР, 26 октября. /ТАСС/. Проверочные работы по всем предметам необходимы для старшеклассников, потому что позволят проверить их знание предметов, а также качество работы педагогов. Но вводить проверочные работы нужно постепенно, с учетом нагрузки на школьников и не доводить процесс до истерии. Такое мнение высказали большинство опрошенных ТАСС экспертов, комментируя рекомендацию Рособрнадзора провести в 2016 - 2017 учебном году проверочные работы в 11 классах сразу по всем предметам в дополнение к ЕГЭ.
С этим предложением выступил на заседании в Минобрнауки 25 октября глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. По его словам, есть проблема, которая была выявлена в ходе исследований качества образования, когда в 11-м классе уделяется внимание только тем предметам, которые школьник будет сдавать на ЕГЭ. По мнению Кравцова, проверочные работы должны помочь выявить, каков уровень качества образования, выявить те или иные проблемы и определить пути их решения.
По мнению и. о. ректора Российского государственного педагогического университета им. Герцена Сергея Богданова, озвученное главой Рособрнадзора Сергеем Кравцовым предложение требует обсуждения, но "ничего страшного в нем нет". "Система проверки знаний совершенствуется, и это естественный процесс. Создана система ЕГЭ, которая выполняет важную функцию, но эта система потребовала компенсации. Идея проведения испытаний по всем предметам плодотворна, так как компенсирует систему ЕГЭ", - отметил он в беседе с корреспондентом ТАСС.
Учитель химии лицея №5 Волгограда Евгений Ковалев (вошел в пятерку финалистов конкурса "Учитель года 2016" - прим. ТАСС) счел идею "вполне адекватной": "Это попытка отвечать на вопрос о качестве образования с позиции успешности изучения всех предметов, а не только тех, которые сдаются на ЕГЭ. За бортом мониторинга оказывается очень много предметов. C позиции своего предмета могу сказать, что в массовой школе химия изучается раз в неделю в старших классах, естественно, сдавать его в 11-х классах выбирают единицы - только те, кто мотивированы дальнейшим обучением в медицинских вузах".
Поддержал идею проверочных работ старшеклассников и один из пяти победителей конкурса "Учитель года - 2016", ростовский педагог Андрей Барашев: "Я к этому отношусь скорее положительно, но не очень хорошо оцениваю внезапность этого всего. По большому счету система образования - спокойная и размеренная, неожиданная проверочная работа по всем предметам может привести в стресс учащихся. Я согласен с тем, что человек усиленно должен готовиться к тем предметам, которые ему нужны. Но я категорически не согласен, что остальным предметам не будет уделяться никакого внимания".
Систематизация знаний
По мнению учителя биологии и директора гимназии №42 города Барнаула Алтайского края, кандидата педагогических наук, победителя национального проекта "Образование" Генриетты Татарниковой, инициатива Рособрнадзора не станет стрессогенным фактором для учителей и учеников, а наоборот - поможет проверить первым качество своей работы, а вторым - знание предметов, по которым они не будут сдавать ЕГЭ. Она отметила, что такой опыт может стать очень интересным для региона, где уже много лет ведется своя работа по оценке качества образования, по итогам которой разрабатывается план по развитию предметных областей.
"Проверочные работы в 11 классах - наверное, это хорошо, мы говорим об образовании человека, который может свои знания реализовать на практике. Эта узконаправленность при выборе четырех предметов в итоговом экзамене может сыграть злую шутку с будущим ученика - человек, выпускаясь из школы и поступая в вуз, должен быть грамотным во всех областях, быть успешным и узконаправленным - это несовместимые вещи. Такая проверочная работа - это систематизация знаний", - сказала Татарникова.
"Не будем скрывать, что есть тенденция, когда в старших классах начинают заниматься только двумя-тремя предметами, а все остальные перестают быть актуальными. Проведение проверочной работы поможет выявить эти проблемы к концу 11 класса для того, чтобы совершенствовать качество образования. Демоверсия работ появится в ноябре, измерители по качеству образования подготовлены Федеральным институтом педагогических измерений", - сказала ТАСС ректор Института развития образования Омской области Татьяна Горбунова.
Схожего мнения придерживается министр образования и науки Камчатского края Виктория Сивак, которая отметила, что оценить качество образования по предметам объективно невозможно, так как их сдают не все ученики 11-х классов. Так, например, химию выбирают только 25% камчатских выпускников, тогда как обществознание - 60%.
Согласна с этим и министр образования и науки Хабаровского края Алла Кузнецова. "Что же касается старшеклассников-выпускников, то там из 11 предметов программы для выбора на ЕГЭ представлены только 5, и некоторые из предметов, такие, например, как биология, выбирают единицы. Они успешно ее сдают, но это оценка отдельных школьников, а не качества общего образования", - считает министр.
Оценить свои возможности
Как пояснила в беседе с ТАСС первый проректор - проректор по учебной работе Уральского государственного педагогического университета Светлана Минюрова, проведение проверочных работ по различным предметам будет способствовать более точной профориентации одиннадцатиклассников. "Зачастую мы наблюдаем миграцию первокурсников и второкурсников, которые вдруг осознают, что поступили не туда. Поэтому такие работы полезны с прагматической точки зрения, то есть они помогут школьнику и его родителям оценить свои возможности и шансы по всем направлениям", - сказала она.
По словам исполняющего обязанности министра общего и профессионального образования Свердловской области Юрия Биктуганова, в регионе уже в течение шести лет проводятся диагностические контрольные работы. "Мы акцентируем внимание на том, что по этим работам не ставится отметка, для того, чтобы у ребят не было стресса. Здесь главная задача - выявить пробелы знаний у школьников, и помочь каждому ребенку в ликвидации этих пробелов, пока он находится в стенах школы", - отметил Биктуганов.
Первый опыт апробации
Диагностика качества знаний даст эффект, уверен директор центра оценки качества образования Чеченской Республики Лечиев Шахрудди.
"Мы знаем, что это будет полезно для школьного образования. Даже когда была апробация этих работ, Чечня на 100% принимала участие. Нельзя улучшить качество образования, не зная об исходном его состоянии. Эта диагностика очень добросовестная и хорошо апробированная методика, то есть с научной точки зрения там все обоснованно", - сказал собеседник ТАСС.
Этап апробации Всероссийских проверочных работ (ВПР), проведенный в школах Чеченской республики в декабре 2015 года, показал слабые результаты учащихся 4-х классов по математике и русскому языку, проверки коснулись более 25 тыс. школьников. На оценку "2" написали работу более 18% учащихся по русскому языку и более 9% - по математике. В следующем этапе проверок, в мае 2016 года, приняли участие более 30 тысяч учащихся из 469 образовательных организаций. По итогам доля учащихся с результатами ниже базового уровня (оценка "2") по русскому языку сократилась в 3 раза (менее 6%), по математике в 2 раза (менее 5%).
На Сахалине уже назначили дату
В Сахалинской области Всероссийские проверочные работы в 11-х классах пройдут в апреле - мае 2017 года, сообщила ТАСС первый заместитель министра образования региона Светлана Васильева. По ее словам, информация о диагностике знаний доведена до образовательных учреждений Сахалинской области. Проверять знания учащихся будут по физике, химии, биологии, географии и истории.
Не доводить до истерии
"Система контроля есть не только в России, во всех странах она есть. Одно дело, что систему всеобщего контроля будут вводить, другое - как это будет реализовываться и третье - какая обратная связь. Если результаты проверочных работ будут вводить в рейтингование школ, их директоров, то об объективности говорить не придется", - отметил в беседе с корр. ТАСС директор института повышения квалификации и профессиональной переподготовки Кабардино-Балкарского госуниверситета (КБГУ), кандидат психологических наук, доцент Марат Анаев.
По его мнению, по результатам оценочных процедур нельзя сравнивать эффективность работы школ, учителей, директоров; данные должны использоваться для дальнейшей работы в плане повышения квалификации учителей, повышения качества по отдельным предметам.
"Контрольные мероприятия проводить не в плане наказания, а в плане дальнейшего совершенствования самой системы обучения. Если это опять будут нагнетать, то возникнут проблемы. Это мы видим во время проведения ЕГЭ. Если бы ЕГЭ не доводили до истерии, а сейчас это похоже на общевойсковую операцию, то результаты там тоже были бы другими. Если мы учителям доверяем преподавать, почему им же не доверяем проводить контрольные срезы?", - отметил Марат Анаев.
Нагрузка у старшеклассников - колоссальная
По мнению сопредседателя общественной организации "Родительский комитет СКФО" Валерия Лашко, сейчас не время проводить подобные проверки. "Нагрузка у школьников сейчас колоссальная, идет напряженная работа - 8-11 классы участвуют во многих городских, районных, краевых и региональных конкурсах, фестивалях, конференциях, где они успешно выступают с защитой рефератов, на что тоже уходят колоссальные силы, но это дает большой плюс в подготовке. Инициатива Рособрнадзора, в принципе, справедлива, но нужно об этом подумать с другой стороны - проводить такие работы в то время, когда меньше всего нагрузка у учащихся и педагогов, и проводить их для того, чтобы сделать выводы, выработать посильные предложения для школ", - отметил представитель родительского комитета.
"А иначе - просто выставят в негативном свете, собьют порыв на олимпиадах, в конечном итоге это все отразится и на ЕГЭ. Наша задача - научить, не напичкать сознание ученика, как компьютер, информацией, а воспитать личность. Если этого не будет - все усилия будут тщетны", - добавил он.