Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Участники проекта "Учитель для России" рассказали, как улучшить школьное образование в РФ

19 июня, 19:07 UTC+3

В частности, они отметили, что развитие средней школы сдерживает отсутствие мотивации у учеников и низкие зарплаты молодых учителей без опыта работы и категории

Поделиться
Материал из 1 страницы
Участники проекта "Учитель для России" на встрече с главой Сбербанка Германом Грефом

Участники проекта "Учитель для России" на встрече с главой Сбербанка Германом Грефом

© Пресс-служба Сбербанка России

МОСКВА, 18 июня. /Корр. ТАСС Татьяна Виноградова/. Участники проекта "Учитель для России" после двухлетнего опыта работы учителями в регионах рассказали, что развитие и эффективность обычной средней школы в России сдерживает отсутствие мотивации у учеников и низкие зарплаты молодых учителей без опыта работы и категорий. Своими впечатлениями участники проекта поделились с ТАСС на выпускном вечере в Москве по итогам встречи с главой Сбербанка Германом Грефом.

Российский общественный проект "Учитель для России" реализуется с 2015 года при поддержке Сбербанка. Тридцать молодых специалистов, выпускников ведущих вузов страны без педагогического образования прошли многоступенчатый отбор и на два года стали учителями в средних школах Московской, Воронежской и Калужской областей. За это время они прошли профессиональную переподготовку по педагогике и получили диплом.

Из инженеров - в учителя

Чтобы стать учителем английского языка, филолог Марина Кудасова два года назад переехала из Калининграда в Воронеж. На первый взгляд, проект "Учитель для России" напоминает систему распределения выпускников по советскому принципу. На самом деле, главное условие для участия в программе - личная заинтересованность.

"У меня первое образование - зарубежная филология, английский язык и литература, сейчас в аспирантуре я изучаю международное сравнительное образование. Поэтому у меня был интерес посмотреть, как теория работает на практике. Но и в целом мне нравится работать с детьми. Я много работала волонтером с детьми сиротами, с наркозависимыми и уличной молодежью. В этой работе меня привлек сложный социальный контекст. Это меня зацепило", - рассказала Кудасова.

Еще одной выпускнице первого набора, 27-летней Евгении Златоустовской переезжать в другой регион не потребовалось. Она училась на инженера в Воронеже, там и осталась. "Стать учителем было моим осознанным желанием. Я много занималась с детьми репетиторством. Да и против генов не пойдешь. У меня бабушка с дедушкой в двух поколениях - учителя", - сказала Златоустовская.

Программу переподготовки по педагогике для проекта "Учитель для России" разработали в НИУ ВШЭ. А переобучение проходило, что называется, без отрыва от производства, в настоящем классе с настоящими учениками. Именно поэтому после завершения программы новые учителя стали не просто педагогами, но и экспертами, изнутри изучившими систему образования и способными дать импульс для ее обновления и развития.

А зачем нам стараться?

Молодые учителя отметили, что готовы были к разным сложностям в новой работе, но, по их словам, самой большой проблемой стало отсутствие мотивации у учеников и стремления к учебе.

"Первый год был сложным, дети срывали уроки, болтали, не выполняли домашнее задание. Я расстраивалась, - вспоминает Кудасова, - Но еще больше я расстроилась, когда стала общаться с ними и узнавать, в чем же дело. Оказалось, что у детей низкая мотивация, им часто говорили, что в рамках школы они слабый класс, что они не очень умные, что они ничего не достигнут. И дети замечали, а зачем нам стараться, если мы все равно ничего не достигнем?".

Евгения Златоустовская рассказала, что дети в школе часто были раздражены из-за обычного переутомления.

Учителям проекта пришлось придумывать способы как заинтересовать школьников, увлечь их не только своими предметами, но и развить любопытство и любовь к знаниям и к жизни в целом.

Равенство людей и доступные возможности

К примеру, учитель химии создала в своем кабинете открытое пространство. "Ко мне на переменках приходили дети из разных классов, знакомились друг с другом, что-то вместе делали, готовили проекты. Иногда мы просто общались, я помогала им делать не только домашнюю работу по химии, но и по другим предметам", - сказала Златоустовская.

Учитель английского языка тоже стала больше внимания уделять мотивации детей. "Когда они поняли, зачем им учиться и что сделать с этим багажом знаний, какие возможности знания дают, они стали заниматься. Я не ставила приоритетом знание английского. Я всегда им говорила: найдите то, что вам нравится", - отметила Кудасова.

В результате за два года педагогам удалось найти общий язык не только с учениками, но и с их родителями. "Когда я встречаю своих учеников на улице, они бегут ко мне обниматься, даже те, кто не занимался углубленно химией. У них тоже высокая степень доверия ко мне", - отметила Златоустовская. А ученики Кудасовой пришли провожать любимую учительницу английского на вокзал. "Поезд уезжал из Воронежа в 12 ночи, они пришли, и теперь я везу с собой домой сумку подарков, игрушки и трогательные письма", - рассказала она. Марина Кудасова зачитала одно из таких писем от девочки, которая была лидером и заводилой в классе, но свои лидерские качества направляла в деструктивную сторону. Но так было лишь до знакомства с "англичанкой". Вот отрывок, от которого у учителя на глаза наворачиваются слезы:

"Я привыкла, что наши учителя относятся к нам как к объектам. Вы открыли для меня другой мир! Бесплатное образование, равенство людей, доступные возможности и многое другое". И ниже фраза капс-локом: "Вы сделали очень много для меня. Я никогда не забуду вас!"

Стипендия для дела

Найти молодого преподавателя в маленькую провинциальную школу непросто: зарплаты учителей - выпускников вузов, без опыта работы и категорий - слишком непривлекательны для амбициозных и талантливых выпускников. Они попросту уходят в другую сферу. Сооснователь проекта "Учитель для России" Алена Маркович рассказала ТАСС, что зарплата молодого учителя в средней школе колеблется от 9 до 18 тысяч рублей. "У программы "Учитель для России" есть условие: наш специалист может работать только на одну полную учительскую ставку. Обычно же учителя в школах, чтобы заработать больше, берут полторы, а то и две ставки, и вынуждены работать за двоих, что может сказываться на эффективности и качестве их работы", - пояснила Маркович.

Поэтому помимо стандартной школьной зарплаты, учителя программы получают от Сбербанка специальную стипендию: 20 тысяч рублей и компенсацию 15 тысяч рублей при необходимости снимать жилье. Эти доплаты позволяют участникам работать на полную ставку - 18 часов преподавания в неделю - и помогают полностью сконцентрироваться на преподавании и обучении.

Но даже эти деньги молодые преподаватели проекта порой тратили с энтузиазмом на любимое дело. "Стипендия предоставляла мне определенную свободу. Например, если мне срочно чего-то не хватало для исследовательской деятельности, я могла поехать в магазин и купить необходимые реактивы для турнира. Для меня это было не в тягость", - поделилась учитель химии Златоустовская.

Хочу менять жизнь в России

Большинство выпускников первого потока планируют остаться в профессии. Конкурс на участие в программе "Учитель для России" огромный: примерно 19 человек на место. На данный момент команда программы рассматривает возможность территориального расширения на более удаленные от Москвы регионы: Томск, Тюмень, Екатеринбург.

Одна из новых участниц проекта - 29-летняя Татьяна Жихарева, выпускница физического факультета МГУ. В Москве у нее есть все, что многие считают основой счастливой жизни: двое детей, работящий и любящий муж, хорошая работа и руководящая должность. Но узнав о программе "Учитель для России", Татьяна прошла отбор и решилась на кардинальные перемены. Уже в августе она вместе со своими детьми переедет в Тарусу (Калужская область), чтобы преподавать математику детям 7-10 классов в обычной средней школе. Будущий педагог уже сейчас, на летних каникулах, задумывается о том, как замотивировать школьников.

"Мне это нужно, я хочу менять жизнь в нашей стране, я хочу, чтобы дети в нашей стране были счастливыми, чтобы они знали мой предмет, были эрудированными. Я хочу расширять их кругозор, хочу, чтобы дети шли на мой урок не из-под палки, а потому что они хотят встретиться со мной и узнать от меня что-то новое", - сказала Жихарева. 

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама