Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Как устроена "Бережливая поликлиника"

11 января, 8:00 UTC+3

В рамках эксперимента в регионах России перестраивают работу медучреждений: вводится новая логика приема посетителей, работы врачей, больные и здоровые пациенты распределяются по разным коридорам

Поделиться
Материал из 1 страницы
© ГАУЗ "Городская поликлиника №2"

В России в 2018 году создадут новую модель первичного звена здравоохранения, сообщила в декабре глава Минздрава РФ Вероника Скворцова. Новый формат будет создан на основе пилотного проекта "Бережливая поликлиника", который действует в 40 регионах страны. За три года на "бережливые" технологии будут переведены все детские поликлиники в России. Как новые медучреждения работают в Бурятии, Кировской и Ярославской областях — в материале ТАСС.

Регистратура с человеческим лицом

Детская поликлиника №2 в Улан-Удэ расположена на первом этаже жилой новостройки. В холле нет застекленных кабинок с маленькими окошками, куда нужно засовывать голову и долго ждать ответа. Пациентов и сотрудников регистратуры разделяет лишь стойка высотой по пояс. Это называется "организация работы регистратуры по открытому типу": так коммуникация между посетителями и персоналом складывается легче. По данным администрации, если раньше ожидание и оформление в регистратуре занимало около 14 минут, то сейчас — только две.

"Раньше было по-другому. Ремонта не было, неразбериха с очередями. Сейчас комфортнее, подход другой", — рассказывает мама пятилетнего Кирилла.

Рядом с регистратурой — комната с операторами, которые принимают телефонные звонки. За работой колл-центра маленький пациент может наблюдать через круглое окошко-иллюминатор.

Суть "Бережливой поликлиники" — в сбережении ресурсов, времени и нервов всех участников процесса. Для этого была разработана новая логика приема и распределения посетителей, работы врачей и лабораторий, больные и здоровые пациенты — разведены по разным коридорам. Слово "бережливая" заимствовано из западной концепции "бережливого производства", направленной на устранение всех видов потерь. Впервые ее принципы были сформулированы на автозаводе Toyota в Японии.

"Изменилась входная группа, — объясняет главный врач поликлиники Виктория Колмакова. — Здесь происходит разделение потоков пациентов".

Посетителей разделяют на больных, которым нужна неотложная помощь, на тех, кто пришел в плановом порядке — по записи, на тех, кто за профилактической прививкой, и на тех, кто "только за справкой". В обычной поликлинике все эти пациенты стоят в одной очереди.

Для разделения потоков в холле установили информационные стенды, инфоматы. Указателями на стенах и специальных стойках обозначены нужные отделения. Растерявшемуся человеку показывают дорогу администраторы — специалисты, которые работают в залах, коридорах отделений. Они также могут записать на прием через рабочий планшет или инфомат. Раньше таких сотрудников в поликлинике не было.

Бонусы бережливости

Все дети до года, которым нужно пройти профосмотр, поставить профилактические прививки, получить медсправку, после гардероба или регистратуры проходят в правое крыло поликлиники.

"Иммунизация проходит в спокойной остановке. Тут у нас комфортная зона, телевизоры с мультиками, чтобы без слез, без плача", — рассказывает Колмакова.

Блок неотложной помощи, куда направляются пациенты с жалобами на здоровье, расположен в центре поликлиники, недалеко от входных дверей. Это единственное место, где есть живая очередь.

Очередь, по словам пациентов, движется быстро, в том числе и у врачей, принимающих по записи, — педиатра, узких специалистов. Врачей "Бережливой поликлиники" разгрузили, распределили нагрузку между теми, у кого участки с разной численностью населения. Это еще одно направление проекта — оптимизация работы докторов.

"Рассказываем мамочкам попутно, как кормить, как ухаживать. Составляем индивидуальные графики прививок для детей-аллергиков. При этом все успеваем, в том числе внести все данные в электронную базу, электронную карту ребенка", — говорит врач-педиатр, аллерголог-иммунолог Людмила Дмитриевна.

"Бережливой" 2-я детская поликлиника в Улан-Удэ стала совсем недавно — в апреле 2017 года.

"У нас появилось больше процедурных кабинетов. Внедряем лабораторную информационную систему, сейчас она работает в тестовом режиме, — рассказала Виктория Колмакова. — Планируем также открыть Центр стопы — оборудование есть. И еще Центр слуха".

Участвующая в проекте поликлиника получает дополнительные средства на переоборудование. Так, на базе поликлиники №2 удалось открыть Детский реабилитационный центр.

"Мы расширили спектр медуслуг, ввели дополнительные должности врачей и среднего медперсонала. У нас появились новые методики реабилитации — гидрокинезотерапия, кинезитерапия, арт-терапия, Бобат- и Войта-терапия, ЛФК, Томатис-терапия, — рассказала Колмакова. — Принимаем детей с инвалидностью, после тяжелых травм. Все лечение — по полисам обязательного медицинского страхования".

Тотальная перестановка кабинетов

В 2017 году в Кировской области переформатировали работу 18 поликлиник. Начали с самых проблемных — тех, где обслуживается наибольшее количество пациентов. Поликлиника №7 Кировского клинико-диагностического центра, прежде огромное серое здание в центре города, теперь — красивое снаружи и внутри, с указателями и цветовыми схемами.

"Перестановка кабинетов была тотальная. Раньше на втором этаже "чистые" потоки пересекались с "больными", специалисты были вперемешку друг с другом, а сейчас это все четко разделено", — рассказывает и.о. главного врача Александр Стариков. Теперь для каждой категории посетителей свой отдельный вход, отдельный гардероб, регистратура и электронная очередь.

Чтобы пациентам было проще находить нужный кабинет, здесь разработали цветовую навигацию. На первом этаже рядом с информационным табло нарисованы цветные стрелки. У каждой свое направление: регистратура, процедурный кабинет, отделение профилактики. Стрелки спускаются со стены на пол и ведут к цели. Кабинеты выкрашены в те же цвета.

"Для этого проекта специально привлекали дизайнера из Кирова, он сейчас ездит в другие регионы (по приглашению в медучреждения — прим. ТАСС). Он с поликлиникой никогда до этого не работал, помогал разрабатывать бейджи, фасад здания, стенды", — рассказывает собеседник агентства.

Похожие изменения произошли в одной из самых крупных детских поликлиник Кировского детского диагностического центра.

"Мы сносили стены, объединяли в большое пространство, чтобы людям было удобно, чтобы была зона ожидания. Появился отдельный вход в блок здорового ребенка. Появились парковки для колясок", — рассказывает главный врач Детского диагностического центра Мария Савинова.

Вместо холодных серых коридоров здесь разноцветные рисунки во всю стену, детские уголки с раскрасками и плазменные экраны, на которых показывают детские ролики о здоровом образе жизни и мультики. Правда, смотреть их почти некому: утром в середине декабря в коридорах — пять-семь человек.

Повышение производительности и система 5S

За несколько месяцев в поликлинике удалось перестроить рабочий процесс. Исчезают бумажные карточки и справки, написанные вручную. В несколько раз сократилось время ожидания в очереди.

"До реализации проекта 50% времени пациент просто терял в поликлинике", — говорит заместитель главного врача по поликлинической работе Детского диагностического центра Эльвира Дударева.

Чтобы понять, где теряется время, студенты и специалисты с секундомером проходили пути разных пациентов, рисовали их на бумаге.

"Мы увидели очень интересные вещи — типа картины снежной бури, потому что пациент занимал очередь в нескольких местах и бегал с одного конца коридора на другой, с одного этажа на другой, например, при прохождении диспансеризации", — рассказала завкафедрой семейной медицины и поликлинической терапии Кировского государственного медицинского университета Марина Григорович.

Одна из целей проекта была — как раз ускорить прохождение диспансеризации, потому что пациент приходит в поликлинику здоровым, он должен быстро сделать свои дела и не выйти оттуда больным.

Принципы "бережливого производства", в том числе и организацию рабочего места, поликлиники перенимали у госкорпорации "Росатом". На столах у медработников не должно быть лишних бумаг, журналов, карт пациентов, тем более — личных кружек с чаем или кофе. Один из этих принципов, система 5S, требует, чтобы все было доступно. В русскоязычном варианте эти пять "С" такие: "сортируй", "соблюдай порядок", "содержи в чистоте", "стандартизируй", "совершенствуй".

"Любой документ или предмет должен быть найден меньше чем за 30 секунд. Это необходимо, чтобы сотрудник делал быстрее свою работу", — рассказывает и.о. заместителя главного врача по медицинской части Кировского клинико-диагностического центра Людмила Акишина.

Чтобы поддерживать в кабинетах врачей порядок, в поликлинике создали отдельную комнату для приема пищи, появился отдельный гардероб для сотрудников.

Сложности перехода

Переход на новые технологии и процессы работы, как признаются в поликлиниках, дался сотрудникам нелегко.

"Когда проект начинался, в этом же зале у нас стоял ропот сотрудников: что это, как, и вообще это невозможно, и нас так мало, и какой кровью это дастся. Но на данный момент, когда это уже все свершилось и когда мы начали в этом вариться, стало гораздо проще работать, это точно", — говорит заведующая педиатрическим отделением детской поликлиники №2 Светлана Куполова.

Сложность была и в том, что обновление шло вместе с непрерывной работой. Учитывались обращения сотрудников и пациентов.

"Поначалу было много всего, были обращения от граждан — кофемашину хотят, зеркало, еще какие-то удобства. Не хватает где-то диванчиков — перераспределяем. Гардероб открыли — стало не хватать номерков, начались очереди, добавили дополнительно вешалок", — рассказывает Стариков.

Из таких пожеланий в детской поликлинике возникла комната для кормления грудных детей, а во взрослой — новый кабинет со специалистом по профилактике зависимостей.

По словам руководителей медучреждений, экономический эффект от "бережливого производства" еще впереди. Но уже сейчас в обновленные поликлиники начали приходить молодые специалисты. В детской поликлинике отмечают, что повысились объемы вакцинации, и связывают это с упрощением процедуры.

"Вся первичная медицинская документация в лечебных учреждениях ведется в единой программе, которая интегрирована в медицинскую информационную систему. В ней врачи могут проверить наличие льготных лекарственных препаратов в ближайших аптечных пунктах и распечатать из программы рецепты. Это позволяет исключить ситуацию, когда пациент обращается в аптеку, а необходимого лекарственного препарата нет в наличии", — рассказал зампредседателя правительства Кировской области Дмитрий Курдюмов.

Двери для входа и для выхода

Ярославская поликлиника №2 участвует в проекте с декабря 2016 года. Теперь пациент ожидает забора крови в очереди всего 7 минут вместо прежних получаса. Раньше в кабинет было сложно подъехать на коляске. Сейчас он переоборудован и очень удобен для инвалидов. "Мы даже двери в кабинет забора крови переоборудовали — теперь есть отдельная для входа и для выхода, чтобы люди не сталкивались, не тратили время", — рассказывает главный врач Наталия Богданова.

"Работаем как в банке, — говорит сотрудница регистратуры. — Берете талончик в автомате, ждете своей очереди в определенное окно. Карточки у нас и электронные, и бумажные, информация передается по системе мгновенно".

Пациентов много, поэтому талоны к узким специалистам разбирают в понедельник, в холле поликлиники даже образуется очередь. В остальные дни пациентам ждать не приходится. "Попасть к врачам широкого профиля — нет проблем, можешь в любое время прийти и записаться, даже на ближайшие 10 минут запишут. С некоторыми узкими специалистами сложнее", — рассказывает пациент Дмитрий.

Дмитрий пришел записаться к неврологу. Оказалось, что свободное время приема есть только через две-три недели. По его словам, это единственный недостаток поликлиники. "В целом направление прорывное: работают быстро, электронный документооборот, больше 15 минут ждать приема ни разу не приходилось. Но запись к узким специалистам — по понедельникам, за две недели, — это минус", — говорит он.

Пенсионерка Нина Александровна много лет наблюдается в поликлинике №2. По ее словам, очередей теперь нет, но записаться на прием бывает сложно. "Я не могу уже две недели попасть к кардиологу, запись только в понедельник", — говорит женщина. Однажды пенсионерка пришла в регистратуру в 6 утра, до открытия поликлиники, чтобы побыстрее попасть к врачу. "По телефону я записаться не смогла", — жалуется она.

Привычка приходить в понедельник

На очереди по понедельникам жалуются в основном пожилые пациенты. Вера Александровна пришла к эндокринологу после лечения в стационаре, без предварительной записи. По словам женщины, на ближайшее время на прием к специалисту уже не записаться.

"Врач работает, очередей нет, но попасть тяжело. Вот три эндокринолога — явок к ним уже нет. Нужно идти в регистратуру утром в понедельник, записываться. Можно на сайте, но с интернетом я не знакома", — рассказывает она.

Ее поддерживает другая пациентка, Татьяна Альбертовна: "Можно записаться по интернету, через "госуслуги", но мы в этом деле разве соображаем? Нам надо учиться". По ее словам, в поликлинике свежий ремонт и хороший персонал, очередей нет даже к терапевтам, но остро стоит проблема с записью через регистратуру по понедельникам.

Пациенты, использующие электронную запись, про очереди по понедельникам слышат впервые. "Здесь намного лучше, чем в обычных поликлиниках. Принимают ровно в назначенное время. Я всегда записываюсь через интернет и с очередями не сталкивалась", — рассказывает посетительница Надежда.

По словам главврача Наталии Богдановой, записаться на прием можно не только по понедельникам, запись открыта каждый день. "Мы уже просили не приходить всем в понедельник. Но это какая-то устоявшаяся тенденция, до сих пор работает принцип: приду в понедельник, запишусь".

По ее словам, пациентам предлагают не стоять в очереди, а пользоваться другим видом записи. "Пациент может записаться через колл-центр, единый телефон, интернет-порталы, инфомат или регистратуру. Не обязательно приходить в регистратуру, можно из дома записаться", — объясняет Богданова и добавляет, что с внедрением проекта "Бережливая поликлиника" время ожидания в регистратуре сократилось с 30 до 5 минут.

По словам главврача, попасть к узкому специалисту также можно через консультацию терапевта. "У нас нет нехватки кадров — наоборот, благодаря системе "бережливого производства" мы на 100% укомплектовались узкими специалистами. Врачи идут к нам, у нас интересно работать, в том числе с электронной картой", — говорит Наталия Богданова.

В ближайших планах руководства поликлиники установить еще один инфомат и оптимизировать время приема пациентов.

Эльвира Балганова, Полина Буянова, Светлана Сергеева

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама
источников много
ГЛАВНЫЙ ОДИН
Читайте ТАСС в Яндекс.Новости