14 февраля 2018, 13:40

Карнавал в Рио-де-Жанейро подарил зрителям новые образцы политической сатиры 

Фавелы в изображении школы самбы Beija-flor . EPA-EFE/ Marcelo Sayao
Фавелы в изображении школы самбы Beija-flor

Праздничные мероприятия прошли под знаком гражданского протеста

РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО, 14 февраля. /Корр. ТАСС Дарья Юрьева/. Традиционный карнавал завершается в среду в бразильском Рио-де-Жанейро. Уже с полудня по местному времени (17:00 мск) город постепенно начнет возвращаться к обычной жизни: сотрудники банков и других офисов, закрывавшихся на время праздника, в этот день приступят к работе.

Для некоторых участников карнавала этот танцевальный марафон далек от завершения. Речь идет о школах самбы - крупных танцевальных коллективах, которые по аналогии с футбольными командами делятся на лиги. Результаты конкурса-парада - соревнования, на котором они показывают свое искусство десяткам тысяч зрителей - по традиции становятся известны в так называемую Пепельную среду, совпадающую с началом католического Великого поста. В этом году такой день выпадает на 14 февраля.

Выступления школ самбы оценивается специальным жюри, и шесть коллективов, которым судьи ставят самые высокие баллы, получают возможность участвовать в "параде победителей". Это шоу, как и сами соревнования, проходит на самбодроме "Маркиз де Сапукаи" - вытянутой на 700 метров площадке с трибунами по обеим сторонам. Шоу пройдет в ближайшую субботу.

Коррупция и перестрелки языком карнавала

Для конкурса каждая школа самбы выбирает определенную тему: это может быть и жизнь какой-либо знаменитости, и историческое событие, и культура одного из зарубежных государств. Обычно в выступлениях нельзя выделить общую тенденцию, но в этом году карнавал прошел под знаком гражданского протеста - многие коллективы использовали шоу, чтобы выступить с критикой общественно-политической ситуации в Бразилии. Как заметила корреспондент ТАСС, именно такие сатирические спектакли в ритме самбы вызывали наиболее восторженную реакцию публики. 

Так произошло, например, когда школа самбы Beija-flor вывезла на самбодром высокий подиум на колесах с декорациями, изображающими здание центрального офиса нефтегазовой компании Petrobras. Во время представления эта конструкция трансформировалась в другой объект - тесные домики типичной фавелы, городских трущоб Рио-де-Жанейро. С помощью такого приема Beija-flor напомнила о скандале вокруг хищений в Petrobras, из-за которых государственная казна понесла многомиллионные убытки. 

Несколько участников коллектива изображали коррумпированных политиков и предпринимателей. Еще одна актриса изображала родственницу одного из убитых в Рио-де-Жанейро полицейских - таким образом было решено привлечь внимание к проблемам общественной безопасности в городе. С помощью других танцевальных сцен Beija-flor попыталась рассказать зрителям об участившихся перестрелках в школах, проблемах в здравоохранении, а также о социальном конфликте между бедными и богатыми.

"Президент-вампир" и "мэр-Иуда"

Школа самбы Mangueira посвятила свое шоу критике в адрес деятельности мэра Рио-де-Жанейро Марселу Кривеллы, в частности, его решению сократить объем госсредств, выделяемых на карнавал. Публично градоначальник не допускал негативных высказываний о празднике, но многие уверены, что пересмотр объема финансирования связан не с экономическим кризисом в Бразилии, а с личными религиозными убеждениями чиновника. Кривелла пришел в политику, оставив службу пастора евангелической церкви, и с момента вступления в должность старается избегать присутствия на шоу, которое имеет языческое происхождение и сопровождается танцами в откровенных нарядах.

"Понимаете, наш мэр против карнавала. Но карнавал - это народ, это Рио-де-Жанейро собственной персоной. Самба, футбол, пиво - таков наш город", - сказал корреспонденту ТАСС один из представителей школы самбы Mangueira Луис Эдуарду Понтес. Песня, под которую выступили танцоры этого коллектива, называлась "С деньгами или без них я веселюсь". Во время представления участники школы самбы пронесли перед трибунами куклу, изображающую мэра в образе Иуды. Они считают, что градоначальник предал горожан, отказавшись от поддержки любимого народом шоу.

Наиболее горячо было встречено выступление коллектива Paraiso do Tuiuti. Эта школа самбы посвятила свой спектакль теме современного рабства. Авторы постановки подвергли критике недавнюю реформу трудового законодательства, одобренную парламентом по инициативе президента страны Мишела Темера. Группа танцоров предстала перед зрителями в костюмах, изображающих потрепанные трудовые книжки, - по мнению противников нового закона, по вине Темера бразильские наемные служащие оказались в рабстве у своих начальников.

Представители Paraiso do Tuiuti не обошли своим вниманием и фигуру самого Темера. Один из участников коллектива танцевал на специальном пьедестале в гриме вампира и с президентской лентой в цветах национального флага Бразилии. Этого персонажа авторы постановки назвали "неолиберальный вампир", но ни у кого из зрителей не осталось сомнений в том, что речь идет о сатирическом образе главы государства. 

К воротнику "неолиберального вампира" были прикреплены многочисленные денежные купюры. Эта композиция была призвана напомнить о коррупционном скандале, который разгорелся в прошлом году вокруг президента. В июне Генеральная прокуратура республики впервые в истории Бразилии выдвинула обвинения в отношении действующего национального лидера. Однако парламент заблокировал дальнейшее рассмотрение этого уголовного дела, и Темер сохранил свой пост.

Шоу или политика?

По словам одного из организаторов конкурса-парада, представителя Независимой лиги школ самбы (Liesa)  Жоржи Перлинжейру, "карнавал - это народный спектакль, поэтому он рассказывает о том, что близко народу". "Мы должны показывать то, что мы сами чувствуем", - прокомментировал он тематику выступлений. Однако для неподготовленного зрителя, не слишком хорошо знакомого с карнавальной культурой Рио-де-Жанейро, распознать значение происходящего непросто. Некоторые образы не совсем понятны даже специалистам, поэтому и члены жюри, и те, кто купили билеты на самбодром, могут найти информацию о сценарии выступлений в специальных буклетах.

Тем не менее многие зрители, возможно, даже большинство, не обращают внимания на нюансы политических высказываний, а просто смотрят шоу, участники которого поражают необычными нарядами и грандиозными декорациями. 

"Ни один карнавал не похож на предыдущий. Но могу сказать, что этот подготовлен не хуже других. Мы делаем все возможное для того, чтобы школы [самбы] преодолели возникшие трудности, сокращение финансирования. Самое лучшее - не обязательно самое дорогое", - сказал Перлинжейру.  По его словам, речь идет о творческом процессе. "Авторы постановок изобретают новые способы [подготовки], ищут новые материалы, которые были бы дешевле, но не уступали бы в зрелищности. Мы всегда надеемся, что новый карнавал будет лучше предыдущего", - добавил организатор.