20 февраля 2018, 11:24

Две студентки спроектировали безбарьерную среду для целого микрорайона Владивостока

В своем проекте они учитывают интересы не только инвалидов-колясочников, но и инвалидов по зрению, других маломобильных жителей города

ВЛАДИВОСТОК, 20 февраля. /Корр. ТАСС Константин Васильев/. Две студентки университета во Владивостоке разработали концепцию безбарьерной среды для самого крупного микрорайона приморской столицы Вторая речка. В своем проекте они учитывают интересы не только инвалидов-колясочников, но и инвалидов по зрению, других маломобильных жителей города. Об этом ТАСС рассказал депутат Думы Владивостока Артем Моисеенко, который намерен добиться включения средств на реализацию проекта в бюджет города на будущий год.

Микрорайон Вторая речка - почти единственное место во Владивостоке, лишенное крутых спусков и подъемов с относительно ровным рельефом местности. При этом оно остается неудобным для передвижения пешком, особенно - для инвалидов.

Татьяна Плиева и Софья Будько - студентки Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС) - хотят изменить это, и впервые в городе решить проблему комплексно, приведя пространство вдоль главной улицы микрорайона, Русской, к стандартам безбарьерности.

О том, как разрабатывается проект и как готовятся к его реализации корреспонденту ТАСС рассказали авторы и проекта и депутат Гордумы.

Как родилась идея

Татьяна Плиева и Софья Будько заинтересовались проблемой в 2017 году, попав на студенческую конференцию по проблемам ивалидов. Их поразило, сколько сложностей возникает у маломобильных людей во Владивостоке. Тогда они, будучи студентками специальности "Дизайн среды", решили, что тема доступности городской территории для инвалидов и других категорий граждан должна стать центральной в их дипломной работе.

Чтобы охватить весь микрорайон вниманием, описать и сделать замеры, они прибегали к помощи младших курсов. Целая группа третьекурсников исходила Вторую речку с рулеткой в руках вдоль и поперек. Полученные данные Татьяна и Софья использовали в дальнейшей работе.

Еще одним этапом подготовки проекта стало тщательное изучение нормативных документов, касающихся оборудования города, в частности для инвалидов. По словам девушек, во Владивостоке сегодня много где есть пандусы, поручни, специальные лестницы и тактильная плитка, которые вроде как сделаны специально для них.

"На самом деле все эти приспособления не выдерживают критики. Они либо установлены неправильно, либо имеют другие дефекты, которые не позволяют их использовать. Вот, например, сделан пандус с таким же углом наклона как рядом стоящая лестница, и спрашивается - как человек на коляске в такую гору может по нему забраться? Ответ - никак", - рассказывает студентка.

Кроме того, есть проблемы и для других категорий граждан, в частности обычных автомобилистов и пешеходов. Самая большая проблема - нехватка парковочных мест, не только бесплатных, но и платных. Люди оставляют машины на тротуарах, мешая таким образом всем пешеходам. Девушки признаются, что при всем желании, эту проблему решить в рамках проекта не удастся, места просто нет. Однако они хотят физически закрыть въезд машин на тротуары, а там, где есть свободное место - предусмотреть парковки.

Пути решения

Предлагаемые решения, по словам студенток, не отличаются оригинальностью. Главное отличие в том, что с проблемой девушки работают комплексно, для всего микрорайона, а не для отдельных объектов, как это пытались делать ранее власти.

"Дизайнерских и архитектурных изысков здесь не будет. Мы хотим привести все хотя бы к стандарту безбарьерности, к порядку, который должен быть в городе по умолчанию", - рассказывает Татьяна.

Микрорайон они поделили пополам и принялись искать решения каждая для своей части. Дело это оказалось не простым. Тротуары здесь повсеместно достаточно узкие, бордюры слишком высокие, оставшиеся в районе парковые зоны запущены, а существующие зеленые дворы жилых домов очень плохо благоустроены.

Среди решений, которые предлагают девушки, есть также перенос киосков, стоящих посередине тротуаров, увеличение частоты посадки деревьев между проезжей частью и домами, оборудование правильных съездов и спусков, пандусов и тактильной плитки для слепых, оборудование нескольких уже существующих парковых зон вдоль улицы Русской. Дополнительные маленькие светофоры или дорожная разметка также поможет сделать среду здесь более комфортной и предсказуемой как для водителей, так и пешеходов.

Есть у студенток предложения и для облегчения жизни колясочников. "Пандусы, хоть и универсальное решение дня них, но кое-где места на них не хватит, ведь уклон у пандуса не может быть таким же крутым как у лестницы. Правильный пандус будет занимать немало пространства. Поэтому там, где это пространство отсутствует, необходимо будет оборудовать специальные подъемники для инвалидов, что конечно, дороже", - рассказала София Будько.

Реализация проекта

Проект студенток не останется просто набором идей на бумаге, а будет воплощен в жизнь. Как минимум потому, что без представления источников финансирования их дипломная работа не будет принята комиссией. Помочь в этом обещает депутат городской Думы Владивостока, инвалид-спинальник Артем Моисеенко.

"Этот проект важен не только потому, что он может улучшить качество жизни жителей Второй речки, но и потому, что этой темой занимаются молодые люди. Теперь наша задача их поддержать в этой работе. Профинансировать реализацию разработки можно в рамках муниципальной программы "Доступная среда". На 2018 год бюджет на нее уже утвержден, но я готов сделать все, чтобы в бюджете на 2019 год этот проект нашел свое место", - рассказал ТАСС Моисеенко.

О микрорайоне

Вторая Речка - микрорайон на севере Владивостока вокруг улицы Русской, протяженностью 3,5 км. Это не просто спальный микрорайон. Это центр деловой активности с крупными предприятиями, торговыми центрами, административными и офисными зданиями, развитой транспортной инфраструктурой - многочисленными переходами через магистрали и транспортными развязками. Здесь живут десятки тысяч человек, и среди них множество тех, кто нуждается в специальных условиях для передвижения, рассказал Моисеенко.

"Я считаю, что на Второй речке максимальное количество таких людей. И я частенько вижу, как люди пересекают дорогу на колясках. А если говорить в принципе обо всех маломобильных гражданах, то сюда включаются и мамы с колясками, велосипедисты, роллеры и даже просто девушки на высоких каблуках, то их раз в сто больше, ведь это один из крупнейших спальных районов города", - добавил собеседник.

При этом, по его словам, доступность среды не просто так меряется инвалидами. Ведь где проедет человек на коляске, там пройдет и любой другой. И именно на Второй речке можно попробовать создать подобные условия, ведь она как никакой другой район города - ровная. Превратить ее в хорошую зону для прогулок можно без особых затрат, считает депутат.

Этот материал также опубликован в разделе "Добрости" – совместной рубрике с общероссийским социальным проектом "Жить", призванным поддержать людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.