Произошла ошибка.
Перезагрузите плеер
20 февраля 2018, 14:04

"Дом друзей": как сегодня продолжается дело Доктора Лизы

По средам фонд собирает своих подопечных за общим столом. Они делятся последними новостями, дают советы и просто поддерживают друг друга
Репортаж ТАСС о том, как работает фонд, основанный после гибели Елизаветы Глинки

Больше года прошло со дня трагической гибели основателя фонда "Справедливая помощь" Елизаветы Глинки, известной как Доктор Лиза. Сегодня, 20 февраля, ей могло бы исполниться 56 лет. Дело, начатое Доктором Лизой, — помощь тяжелобольным, бездомным и малоимущим — не пропало. Летом прошлого года соратники и коллеги Доктора Лизы создали фонд "Дом друзей". 

"Мы не нужны никому, кроме этих ребят"

Вторник, середина дня. За Ярославским вокзалом стоит большая палатка, рядом с ней белая "Газель". Это место знают, пожалуй, все столичные бездомные. Здесь можно бесплатно пообедать, а еще получить лекарства и первую медицинскую помощь, которую и оказывают волонтеры фонда.

Сажусь в машину и знакомлюсь с Ташей и Мариной, которые сегодня будут помогать тем, кто лишился жилья. С собой у них два чемоданчика, в которых есть лекарства, бинты и инструменты для оказания первой помощи.

"Основные запросы бездомных зимой связаны с простудными заболеваниями. Им нужны жаропонижающие, препараты от насморка и так далее. Часть людей приходит с грязными ранами, которые нужно промыть и обработать, у кого-то проблемы с желудком или зрением", — рассказывает Таша.

Постепенно у "Газели" собирается очередь из тех, кому нужна помощь. Мужчина лет 50, представившись Виктором, просит девушек посмотреть раны, полученные в драке несколько недель назад. Марина промывает их, обрабатывает противовоспалительной мазью и перевязывает. "В больницу не берут, денег на лекарства не хватает, в лучшем случае на бинты. Другой помощи нет, мы никому не нужны, кроме этих ребят, которые помогают нам каждую неделю", — говорит Виктор.

В больницу не берут, денег на лекарства не хватает, в лучшем случае на бинты. Другой помощи нет, мы никому не нужны, кроме этих ребят, которые помогают нам каждую неделю
Виктор
нуждающийся в помощи

За три часа работы через руки Марины и Таши проходит больше десяти человек. Кто-то просто просит таблетки, кому- то нужна перевязка или консультация. Если ситуация серьезная, волонтеры могут вызвать "Скорую помощь", которая отвезет человека в больницу для оказания первой помощи. "Например, ко мне обращается человек с обморожением, и на улице я ничего не сделаю. Но я могу вызвать скорую, убедить бригаду забрать этого человека, при необходимости поехать с ними в приемный покой и настоять на оказании помощи", — говорит Таша.

Волонтеры "Дома друзей" работают не только на Ярославском вокзале. Каждую неделю они выезжают к Савеловскому вокзалу, а также в спальный район Марьино.

"Среди наших подопечных есть те, кто приходит к нам регулярно, для них мы заранее готовим нужные препараты. Но "народное радио" среди бездомных работает очень хорошо, про нас узнают, приходят впервые. К сожалению, запас лекарств у нас не безграничный, но если у нас нет с собой нужного препарата, и он не очень дорогой, мы делаем запись и в следующий раз стараемся привезти его", — добавляет волонтер.

Среда, объединяющая людей

Другим ключевым направлением работы фонда является оказание помощи малообеспеченным людям и тем, кто по разным причинам лишился работы или жилья. Каждую неделю в помещении "Дома друзей" на Авиамоторной улице проходят "Благоприятные среды", на которых подопечные собираются за общим столом.

Спускаюсь по ступенькам в подвал обычного жилого дома. Меня встречает директор фонда Лана Журкина, которая проводит небольшую экскурсию. Собственно, все помещения фонда — это небольшая кухня и санузел, столовая, а также две комнаты, где хранится одежда, обувь и лекарства.

"Большинство сотрудников и часть подопечных — те, с кем работала Елизавета Петровна Глинка, — рассказывает Лана. — После ее гибели остро стал вопрос о помощи людям, часть которых с определенными отклонениями психического здоровья. В силу своего диагноза они не подлежат госпитализации, но они не понимают, как жить в этом мире, могут годами сидеть без воды и света, которые им отключили за неуплату. Другая категория — это пожилые люди, которые лишились жилья".

Истории у приходящих в фонд разные. Кто-то стал жертвой мошенников, которые обманом присвоили единственное жилье и выгнали человека на улицу. Кто-то оказался заложником долевой собственности, когда один из родных продает свою долю чужим людям, которые превращают жизнь в ад, стремясь за бесценок получить всю квартиру. Встречаясь здесь каждую среду, они делятся последними новостями, дают советы и просто поддерживают друг друга.

Другое направление деятельности фонда — работа с тяжелобольными, особенно в первые месяцы, когда человек еще не признан инвалидом и, соответственно, не получает помощи от государства. "Допустим, у человека случился инсульт. Памперсы, пеленки, средства по уходу, коляска, ходунки — все это будет в плане индивидуальной реабилитации, но только когда человек будет признан инвалидом, а это занимает до полугода. Многие просто не могут финансово осилить такие затраты, и мы этот период подхватываем", — говорит Журкина.

История со счастливым финалом

По словам руководителя "Дома друзей", случаев, когда человек смог решить свои проблемы и вернуться к нормальной жизни, не так много, как хотелось бы. Объяснений этому несколько. Во-первых, отсутствие единой системы ресоциализации. Во-вторых, необходима долгосрочная работа над собой, которую выдерживают не все.

Я услышала в трубке рыдания. Спрашиваю, что случилось, а он отвечает — мне комнату дали. Ему около 40 лет, и это первое в его жизни отдельное жилье. Сейчас он собирается жениться
Лана Журкина
директор фонда "Дом друзей"

"У нас нет ресоциализации как таковой. Мы говорим о реабилитации и паллиативной помощи, но у нас отсутствует комплекс мер, которые могут вернуть человека обратно, — продолжает Лана. — Если человек полгода постоянно злоупотреблял алкоголем, на него нужно потратить около двух лет. Это комплексная работа — нарколог, психолог, терапия. Бывает так, что человек начинает работать над собой, есть первые успехи, но вдруг он или пропадает или срывается. Поэтому очень нужны небольшие приюты, где можно было бы с ними постоянно работать и помогать".

Но, несмотря на все сложности, истории со счастливым финалом все же случаются. Директор фонда вспомнила историю воспитанника детского дома, который никогда не видел своих родителей. С жильем его обманули дальние родственники. 

"Он выучился на повара, работал на стройках в разных городах, — говорит Лана. — Присутствовал и алкоголь, однажды он оказался на грани смерти и после этого решил начать новую жизнь. Мы помогли найти ему работу, и каждое утро я звонила и заставляла идти работать, потому что он был очень несобранный. Он постепенно начал расти, ему прибавили зарплату, он стал общаться с людьми".

Как вспоминает директор фонда, через полгода этот человек позвонил ей. "Я услышала в трубке рыдания. Спрашиваю, что случилось, а он отвечает — мне комнату дали. Ему около 40 лет, и это первое в его жизни отдельное жилье. Сейчас он собирается жениться", — вспоминает она.

По словам Ланы, ради таких эмоций и стоит работать, несмотря на все трудности. "Конечно, у нас есть немало сложностей. Это помещение мы арендуем по коммерческой цене, наши волонтеры почти всегда передвигаются на общественном транспорте, потому что у нас нет машины. Конечно, хотелось бы более просторное помещение. Но, несмотря на все трудности, когда ты видишь улыбки и слезы счастья своих подопечных, то понимаешь, что "Дом друзей" был создан не зря, и наш труд очень нужен", — говорит Лана Журкина.

Андрей Ермилов 

LiveInternet