МОСКВА, 7 мая. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин, который во время церемонии вступления на высший государственный пост воспользовался новым отечественным автомобилем, теперь будет пользоваться им постоянно, сообщил ТАСС пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
"Будет постоянно", - сказал он, отвечая на вопрос, откажется ли Путин от использования "Mersedes" и будет ли ездить постоянно на лимузине, созданном по проекту "Кортеж".
Этот автомобиль получил название Aurus. Путин, вступивший в должность президента России, выехал из Первого корпуса Кремля, где находится его рабочий кабинет, на инаугурацию в Большой Кремлевский дворец на новом российском лимузине. На машине стоял значок Aurus, а также название модели - "Сенат".
Проект "Кортеж"
Проект "Единая модульная платформа" (ЕМП, устойчивое популярное название - проект "Кортеж") предполагает создание линейки автомобилей на базе единой платформы. Проект реализуется с 2013 года - тогда, согласно распоряжению правительства, единственным исполнителем размещенного Минпромторгом заказа по созданию линейки автомобилей стал ФГУП "НАМИ".
Сейчас речь идет о четырех моделях кузова: седан, лимузин (удлиненная версия седана), внедорожник и минивэн. Ключевая задача проекта - создание лимузина для первого лица государства. Также автомобили проекта будут создаваться для госслужащих и со временем заменят существующий автомобильный парк, куда входят машины иностранных брендов. Не исключено, что в дальнейшем будет расширена и линейка производимых автомобилей.
После того, как машины поступят в пользование госслужащим, начнется производство и коммерческие продажи гражданских версий всех четырех вариантов кузова.
Всего за четыре года на работы по проекту из бюджета было выделено 12,4 млрд рублей. Окупить эти работы предполагается в том числе за счет коммерческих продаж автомобилей, которые по плану должны начаться в 2019 году.
По комплетациям и цене автомобили проекта "Кортеж" будут конкурировать с такими марками как Mercedes Maybach, Bentley и Rolls-Royce.
Предсерийное производство машин проекта "Кортеж" началось в конце ноября 2017 года.
Как рассказал журналистам исполняющий обязанности министра промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, модели российской автомарки Aurus выбраны по названиям кремлевских башен - "Сенат", "Арсенал" и "Комендант". Под брендом Aurus (от слов - "золото" и Russia) будут выходит машины проекта единой модульной платформы, получившие прежде название "Кортеж".
История президентских лимузинов
Президента России в части автотранспорта обслуживает Гараж особого назначения (ГОН) Федеральной службы охраны (ФСО).
История главного гаража России началась в 1906 году, когда было решено купить автомобили для императорской семьи. Императора и императрицу обслуживала машина Delaunay-Belleville, для дворцовых служб и свиты были закуплены четыре Mercedes. В отличие от большинства других структур царского времени, гараж был сохранен после революции, машины и специалисты стали работать на новые власти. Современный ГОН продолжает их дело, сохраняя самые высокие требования как к квалификации кадров, так и к обслуживанию техники.
После 1917 года весь автопарк из 56 машин Императорского гаража был реквизирован, а бывшие царские автомобили стали обслуживать лидеров советского государства - Владимира Ленина, Льва Троцкого, а затем и других. Еще спустя четыре года "ввиду особых соображений" ленинский гараж получил статус особого. 1 января 1921 года считается днем образования ГОН.
Первые 20 лет работы ГОН использовал зарубежные автомобили за неимением отечественных. Например, Ленин пользовался Rolls Royce, который называли "Серебренным призраком" за посеребренные детали и бесшумность при движении (считалось, что самый громкий звук в салоне - это тиканье часов пассажира). Любимой машиной Иосифа Сталина был Packard.
Но в разгар Великой Отечественной войны решено было сломать эту традицию. Впрочем, судьба автостроения для первых лиц оказалась непростой. Специалистов отзывали с фронта, чтобы в 1944 году утвердить образец первого семиместного легкового ЗИС-110. К 1958 году был изготовлен образец принципиально нового представительского лимузина ЗИЛ-111. Первый серийный бронированный ЗИС-115 - автомобиль со специальной защитой кузова, возивший Сталина. Бронированные советские лимузины, выпускавшиеся с 1982 года, - ЗИЛ-41045, ЗИЛ-41051, ЗИЛ-41052, ЗИЛ-41047ТБ. Их основа - бронекапсула толщиной в 10 мм. Эти тяжелые автомобили не имели аналогов в мире и отличались от своих стандартных собратьев отдельными системами - усиленной подвеской, системой тормозов, отсутствием опускаемых стекол, защитой топливного бака, специальными шинами.
с 40-х до 90-х
На автомобилях ЗИС и ЗИЛ передвигались первые лица государства с середины 1940-х до середины 1990-х годов. Специально для прогулок и охоты Леонида Брежнева был выпущен уникальный автомобиль ГАЗ-2495 - полноприводная "Волга". К юбилею Брежнева в 1976 году газовцы сделали трудовой подарок - первую "Чайку" ГАЗ-14, которая пошла в серию.
Но в то же время программа выпуска легковых автомобилей высшего класса была значительно сокращена: с 200-250 ЗИС-110 в год до 10-12 ЗИЛ-111. При этом сборку перенесли с главного конвейера в охраняемый Спеццех, она стала ручной, штучной, а значит, очень дорогой.
Однако еще несколько десятилетий эта практика продолжалась, автомобили модифицировались и, по признанию специалистов, ни в чем не уступали или даже превосходили зарубежные аналоги. Например, знаменитая "Чайка" еще в 1958 была оснащена электрическими стеклоподъемниками и получила высшую награду на всемирной промышленной выставке в Брюсселе.
Последним отечественным автомобилем представительского класса стал бронированный лимузин ЗИЛ-41052, выпущенный в середине 80-х годов прошлого века и на тот момент не имевший аналогов в мире. Он обладает наивысшим классом безопасности, а конструкция шасси такова, что его невозможно перевернуть. На таком автомобиле ездил последний генеральный секретарь ЦК КПСС, он же первый и последний президент СССР Михаил Горбачев.
А в 1989 году на ЗИЛе построили специальный автомобиль охраны и сопровождения "Скорпион". Сотрудники охраны могли ехать, стоя на подножках, при необходимости заднее стекло и стекла в дверях мгновенно падали, люк в крыше сдвигался и машина в превращалась в боевой автомобиль огневой поддержки. Таких моделей выпустили восемь штук.
С 1986 года работы по модернизации отечественного лимузина не проводились, что привело к отставанию от мирового автомобилестроения. С 1994 года в ГОНе начали активно эксплуатироваться иномарки, в последние годы основными машинами стали Mercedes-Benz.
Новое время
Первый Mercedes-Benz-S500 изготавливался специально для первого президента России Бориса Ельцина. В 1994 году было сделано два синих автомобиля, еще два темно-синих - в 1997. Второй президент России Владимир Путин ездил уже в основном на черных Mercedes-Benz S600 Guard Pullman W220 (заводское бронирование, кузов удлинен на 1 метр, система аварийного пробега, позволяющая машине ехать не менее 30 км со скоростью до 80 км в час даже при резком падении давления воздуха в шинах).
Президент Дмитрий Медведев стал передвигаться на новом авто - "Mercedes-Benz Pullman S600 Guard W221. Его кузов удлинен на 1,15 метра, использовано множество инноваций в техническом оснащении, задняя часть салона - с четырьмя комфортабельными визави-сиденьями, а высота крыши над задней частью салона увеличена.
По данным ФСО, Mercedes используют руководители более 40 стран мира.