Эксперт: развивать речь в начальной школе нужно по принципу конструкторов "Лего"

Инновационный подход заключается в подаче учебного материала таким образом, чтобы ученики усвоили как можно больше речевых конструктов, которые станут кирпичиками для построения собственных текстов
Редакция сайта ТАСС
28 мая 2018, 16:24

ИРКУТСК, 28 мая. /ТАСС/. Российские специалисты в области преподавания русского языка предложили учителям начальных школ развивать устную и письменную речь учеников по принципу конструкторов "Лего", что позволит максимально эффективно активизировать эти навыки уже в младших классах. Об этом сообщила в понедельник ТАСС директор Редакционного центра начального и дошкольного образования корпорации "Российский учебник" Марина Рожкова по итогам состоявшегося в Иркутске семинара для педагогов.

Инновационный подход заключается в подаче учебного материала таким образом, чтобы школьники усвоили как можно больше речевых конструктов, которые станут кирпичиками для построения собственных текстов. Технологии были апробированы авторами программы "Начальная школа XXI века" и рекомендованы к применению школам, работающим по другим учебникам.

"Создание текстов по принципу конструкторов "Лего" позволяет детям накопить собственный лексический багаж и эффективно его использовать в ходе последующего обучения. Предложенный взгляд авторов заключается в том, что мы подходим к развитию речи младших школьников, избегая "псевдотворчества" ученика. Высокие результаты, на наш взгляд, можно достичь, организуя работу ученика по анализу предложенных речевых образцов. Ведь прежде чем что-то написать, создать собственный текст, нужно иметь некий объем элементов, необходимых для того, чтобы на их основе формулировать свои высказывания", - сказала Рожкова.

Предполагается, что на уроках в ходе работы над текстами школьники вместе с педагогом будут усваивать определенные речевые модели, которые постепенно создадут основу для выразительной и образной речи. Причем наработка такой базы должна быть систематической и начата именно с 1 класса, считают эксперты.

"Владение устными формами речи у школьников старших классов сейчас ниже того уровня, который бы нам хотелось видеть. А учитывая в целом низкий уровень культуры общения и перспективу сдачи устного экзамена по русскому языку в 9 классе, работа над развитием устной и письменной речи в начальной школе приобретает все более серьезное значение", - отметила Рожкова.

По словам эксперта, инновационные подходы, лежащие в основе системы "Начальная школа XXI века", были отмечены премией президента России в области образования за создание учебно-методических пособий.

Корпорация "Российский учебник" учреждена в 2017 году. В ее состав вошли издательства "Дрофа", "Астрель", "Вентана-Граф", а также цифровая образовательная платформа Lecta. Издательская корпорация обладает одним из крупнейших в России портфелем учебников, включенных в федеральный перечень, - 485 наименований (около 38%).