17 сентября 2020, 18:33,
обновлено 17 сентября 2020, 19:00

Думский комитет-соисполнитель не поддержал поправки Мизулиной в Семейный кодекс

Законодательная инициатива Елены Мизулиной в числе прочего запрещает заключать браки и усыновлять детей не только лицам одного пола, но и тем, кто ранее сменил пол

МОСКВА, 17 сентября. /ТАСС/. Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, выступающий соисполнителем по законопроекту сенатора Елены Мизулиной о поправках в Семейный кодекс, не поддержал инициативу.

"Комитет отмечает, что в законопроекте содержатся положения, не отвечающие интересам несовершеннолетних, реализация которых может привести к ухудшению их правового положения в связи с уменьшением возможности защиты, а также внутренние противоречия, что требует серьезной доработки. В этой связи комитет Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции не поддерживает данный законопроект", - говорится в заключении комитета, имеющемся в распоряжении агентства.

Правовое управление аппарата Госдумы также указало на необходимость существенной юридико-технической доработки законопроекта, указали в комитете.

Законодательная инициатива сенатора Мизулиной, направленная на укрепление института семьи, в числе прочего запрещает заключать браки и усыновлять детей не только лицам одного пола, но и тем, кто ранее сменил пол, предусматривает изъятие детей из семьи только в судебном порядке при наличии вины со стороны родителей.

Суть замечаний

Замечания возникли как к формулировкам законопроекта (например, ведущим за собой исключение из числа законных представителей родителей ребенка, или определяющим родителей как "кровные мать и отец", что не учитывает применение вспомогательных репродуктивных технологий), так и к его конкретным положениям.

Сейчас ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет в суд, при этом чиновники или граждане, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства. "Однако законопроект исключает данные положения указанной статьи 56, что приведет к ухудшению правового положения детей и представляется, соответственно, необоснованным", - указывают члены комитета.

"Предусматривается ряд оснований для лишения родительских прав перевести в статус оснований для ограничения родительских прав, не принимая во внимания, что среди них есть основания, которые могут привести к причинению серьезного вреда жизни и здоровью ребенка", - отмечается в заключении. Не встретило поддержку и предложение дополнить Семейный кодекс положением об уважении семейных и нравственных ценностей народов России - по мнению депутатов, следует говорить об уважении единых семейных и нравственных ценностей.

Также раскритиковано предлагаемое в законопроекте определение: "фактические воспитатели - не являются лицами, на попечении которых находится ребенок, совершеннолетние лица, добровольно участвующие в воспитании и (или) содержании ребенка". "Таким образом, исходя из данного определения, любое лицо может решить принимать участие в воспитании ребенка", - указывают члены комитета. При этом именно им в соответствии с другой проектируемой статьей Семейного кодекса должны передаваться дети, родители которых временно не могут осуществлять родительские права. "При этом никаких требований к фактическим воспитателям не устанавливается и проверку они не проходят. Данное изменение может привести к совершению противоправных действий в отношении указанных несовершеннолетних", - говорится в документе.

В июле спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что законопроект должен быть предварительно обсужден с родительским сообществом и экспертами. Тогда же инициатива была направлена в рассылку в федеральные и региональные органы власти и Общественную палату РФ для изучения и получения отзывов.