9 декабря 2013, 11:54
Мнение
20-летие Конституции РФ

Амнистия к 20-летию Конституции: открыть предохранительный клапан

Служба пробации до сих пор не создана, а подготовленный законопроект застрял в недрах Минюста России, поэтому пока неясно, какова судьба тех, кого освободят

Амнистия в переводе с греческого языка означает "прощение". В основе прощения государством преступников лежит проявление милосердия, человеколюбия к лицам, совершившим преступление и находящимся в сложной жизненной ситуации. Однако при всей схожести сути амнистии они различаются по причинам, вызвавшим принятие актов об амнистии, и целям. Исходя из этого выделяют, например, политические амнистии.

Еще в 1907 году известный русский ученый П. И. Люблинский указывал в числе других на политическую форму амнистии, принимаемой в целях укрепления солидарности граждан для решения политических и государственных задач. На тот период времени он делил такие амнистии на четыре группы: после гонений; после революций; в период крепостного государственного строя; после массовых преступлений. В те же годы не менее известный русский ученый-правовед Н. С. Таганцев сравнивал политическую амнистию с предохранительным клапаном. Объяснял он это тем, что, когда происходят, например, попытки государственных переворотов, общественные бедствия, войны и другие явления, порождающие значительное число преступлений, тогда, соответственно, для восстановления общественного спокойствия и безопасности требуется применение строгой и неуклонной кары. Со временем жизнь нормализуется, и необходимость в применении строгой и неуклонной кары отпадает. Правосудие понимает, что необходимо открыть клапан для удаления элементов, бесцельно обременяющих его деятельность.

В новейшей истории России имеется ряд амнистий, принятие которых было связано с необходимостью разрешения некоторых политических, в том числе вооруженных конфликтов. Так, в соответствии с постановлением Государственной думы Российской Федерации от 23 февраля 1994 года № 65-1 ГД «Об объявлении политической и экономической амнистии» были амнистированы все участники политического кризиса и вооруженного противостояния августа 1991 года и октября 1993 года.

Аналогично на снижение остроты противостояния различных политических сил, межнационального конфликта направлены все амнистии, принятые в конце 90-х годов прошлого столетия в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской республике и на других территориях Северного Кавказа.

Разрабатываемой к 20-летию Конституции РФ амнистии пытаются придать характер политической, склоняя власти к включению в сферу ее применения участников «болотного дела», группы танцовщиц в храме Христа Спасителя и т. д. Распространять или не распространять на этих лиц действие амнистии - прерогатива высшей государственной власти государства. Именно она должна решить, наступило ли то состояние общественного спокойствия и безопасности, когда нужно открыть предохранительный клапан. При этом власти следует учесть, что, с одной стороны, проявление милосердия к лицам, совершившим указанные преступления, означает демонстрацию силы государства и ведет к укреплению его авторитета. С другой стороны, для проявления такого милосердия лучше подходит институт помилования, поскольку речь идет об отдельных персонально известных лицах. Амнистия же распространяется на  персонально не определенный круг лиц. Соответственно, под ее действие могут подпасть другие лица, совершившие аналогичные преступления, причем не по политическим, а по чисто уголовным мотивам.

Кроме того,  помилование в отличие от амнистии позволяет обеим сторонам сделать шаг навстречу: осужденным в ходатайстве о помиловании признать свою вину и взять тем самым на себя моральные обязательства воздерживаться в политической деятельности от экстремистских методов. Власти – проявить милосердие к политическим противникам, нередко страдающим юношеским максимализмом и с золотым блеском в глазах.

В числе амнистий следует выделить так называемые разгрузочные амнистии. Как правило, они принимались в условиях переполнения исправительных колоний и следственных изоляторов. Такие амнистии принимались особенно часто в советский период развития нашего государства, имели они место и в России, на рубеже XXI века, когда к 2000 году в местах лишения свободы России находилось более 1 млн осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

При принятии решения об амнистии думать надо не только об известных людях
Дмитрий Медведев
премьер-министр РФ

Амнистия к 20-летию Конституции РФ вряд ли будет носить такой характер. В настоящее время в местах лишения свободы находится примерно 682 тыс. осужденных и лиц, содержащихся под стражей. В то же время количество мест в этих учреждениях составляет чуть больше 903 тыс. Таким образом, наполняемость мест лишения свободы составляет около 75%. Причем колонии для несовершеннолетних заполнены лишь на 8-10%, однако есть переполнение исправительных колоний для осужденных женщин.

Кроме того, Россия по доле «тюремного населения» со второго места переместилась на десятое (475 на 100 тыс. населения). Правда, впереди нее такие страны, как Куба (510), Барбадос (521), Сейшельские Острова (709) и т. п. На первом месте, конечно, США (716). Не следует понимать, что задача дальнейшего сокращения числа осужденных не стоит перед нашим государством. Несомненно, эта задача актуальна для России, однако амнистия не лучший способ ее достижения. Еще Бентам отмечал, что вместо амнистии необходима система наказаний, достаточно гуманных, согласованных, позволяющих точно оценить поведение человека и не наказывать его сверх меры.

Предполагаемая амнистия задумывается как праздничная, принимаемая по случаю знаменательной даты. Однако, являясь обычной, праздничной, амнистией, она должна внести свой вклад в нормализацию криминальной обстановки в стране. «Преступность, коренясь в тайниках общественной жизни, требует для своего искоренения более глубокой и приспособленной социальной реакции, нежели та, которую может доставить репрессия, понимаемая в смысле применения к виновному мер, специально предназначенных причинять ему страдания или ущерб… На смену страха привлекаются иные мотивы человеческой психики, с помощью которых желательное для общества поведение достигается с большей легкостью», - писал в начале XX века П. И. Люблинский (если хотите получить ответы на злободневные вопросы сегодняшнего дня, необходимо чаще заглядывать в исторические источники).

В настоящее время в местах лишения свободы находится примерно 682 тысячи осужденных и лиц, содержащихся под стражей

Во-первых, по кругу лиц, которые попадут в сферу ее применения, имеются различные прогнозы. Называются цифры 100 тыс. человек, 20-30 тыс. и даже 2-3 тыс. человек. Чтобы разобраться в этом вопросе, назовем возможные формы проявления милосердия государства по отношению к амнистируемым лицам.

В соответствии с действующим уголовным законодательством в акте амнистии могут быть предусмотрены: а) освобождение от уголовной ответственности; б) освобождение от основного наказания; в) освобождение от отбывания оставшейся части основного наказания; г) освобождение от отбывания дополнительного наказания; д) освобождение от отбывания оставшейся части дополнительного наказания; ж) сокращение общего срока или размера наказания; е) сокращение неотбытой части наказания; з) снятие судимости. Какие формы смягчения участи осужденных и лиц, совершивших преступления, но еще не осужденных судами, будут в акте амнистии, решит Государственная дума РФ. Но если, как сказал президент РФ, данная амнистия не будет распространяться на лиц, совершивших тяжкие преступления (соответственно, и особо тяжкие тоже), то цифра во всей совокупности всех форм амнистирования, как на стадии предварительного расследования, так и на стадии отбывания наказания, может составить около 30-40 тыс. человек.

Учитывая то, что в исправительных колониях и тюрьмах отбывают наказание лица, 85% которых совершили тяжкие и особо тяжкие преступления, то доля лиц, освобожденных из мест лишения свободы по акту об амнистии, будет минимальной - около 2-3 тыс. человек. Традиционно это будут не все, а отдельные категории из числа беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, несовершеннолетних, инвалидов и престарелых лиц, участников боевых действий и иных лиц, имеющих заслуги перед государством. Остальных осужденных в исправительных колониях может коснуться такая форма амнистии, как сокращение неотбытой части наказания на 1/2, 1/3 или 1/4 части. В большем числе будут освобождены по акту об амнистии осужденные, отбывающие наказание без изоляции от общества и состоящие на учете в уголовно-исполнительных инспекциях ФСИН России. Поэтому по аналогии с холодным летом 1953 года холодной зимы 2013 года ожидать не стоит.

И последний вопрос – об эффективности амнистий. В науке существуют различные оценки эффективности данного вида смягчения положения осужденных, в первую очередь тех, кто был освобожден по амнистии из мест лишения свободы. Одни специалисты указывают на то, что около половины освобожденных по амнистии совершают повторные преступления, другие, наоборот, свидетельствуют о значительно меньшем рецидиве среди амнистированных лиц, чем при освобождении из исправительных учреждений по отбытии всего срока наказания. Следует с особой осторожностью относиться к данным цифрам, так как официального учета рецидивной преступности после отбытия лишения свободы в России нет. Кстати, в Советском Союзе такой учет был. Поэтому высказываемые предположения о рецидиве среди лиц, освобожденных по акту об амнистии из мест лишения свободы, как правило, не основаны на достоверных данных. По опыту изучения амнистий, имевших место в советское время, криминологами отмечена такая закономерность: чем масштабнее амнистия, особенно применяемая для разгрузки исправительных учреждений, тем выше рецидив преступлений со стороны освобожденных лиц.

Делать выводы об амнистии для участников "болотного дела" преждевременно
Тамара Морщакова
Член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ)

Освободить-то мы их освободим, а как их встретят на свободе, окажут ли необходимую помощь в трудоустройстве и решении иных жизненных проблем? Служба пробации до сих пор не создана, а подготовленный законопроект о службе пробации застрял в недрах Минюста России. Между тем Казахстан уже создал службу пробации, а в проекте нового Уголовно-исполнительного кодекса четко прописаны ее полномочия. Имеющийся у нас пробел придется устранять указанием в акте об амнистии на обязанности муниципальных органов власти оказать такую помощь. Можно часть таких функций возложить на уголовно-исполнительные инспекции, учитывая предстоящее сокращение объема работы в результате снятия с учета осужденных в соответствии с актом об амнистии.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru