19 июня 2014, 14:31
Мнение

Причины роста числа аварий на дорогах

Количество происшествий, связанных с ненадлежащим техническим состоянием транспортных средств, выросло почти до 60%

По данным ГИБДД, за первые четыре месяца 2014 года аварийность на дорогах продолжает расти. Причем если количество нетрезвых водителей упало, то количество происшествий, связанных с ненадлежащим техническим состоянием транспортных средств, выросло почти до 60% по сравнению с прошлым годом.

Попробуем разобраться, как случилось, что количество неисправных автомобилей на дорогах выросло на порядок.

Вообще статистика дорожных происшествий интересует многих. Точнее, не столько статистика, сколько содержащиеся там цифры.

Тысячи раз сотни экспертов констатировали, что цифры, периодически всплывающие то в СМИ, то из уст официальных лиц, ужасны. Количество гибнущих и получающих ранения на наших дорогах сравнимо с боевыми потерями в локальных войнах - около 30 тыс. человек ежегодно. Число раненых - более четверти миллиона, а количество столкновений давно перевалило за 200 тыс.

И всегда находятся те или иные страшилки, которые постоянно муссируются в прессе. Огромное количество пьяных водителей убивают нас на дорогах (13 581 ДТП в 2013 году). Вообще подавляющее число ДТП происходит по вине водителей (179 017 ДТП в 2013 году). Цифры, конечно, впечатляют.

Вот и сейчас количество ДТП из-за ненадлежащего технического состояния транспортных средств за первые четыре месяца относительно аналогичного показателя прошлого года увеличилось на 57%. А людей в таких ДТП погибло на 42% больше, чем в прошлом году за тот же период.

В 2013 году тоже наблюдался рост числа ДТП, погибших и раненых - на 50, 27 и 52% за год соответственно.

В 2012, 2011, 2010 годах и ранее эти показатели постоянно уменьшались. Самый простой вывод, который практически напрашивается, - надо вернуть обратно систему техосмотра, которая была до 2012 года.

Но на самом деле все непросто. Во-первых, вывод о причине ДТП из-за неисправности автомобиля просто так сделать нельзя. Для этого недостаточно ни документов, оформленных на месте ДТП, ни показаний водителя или даже десятка-другого свидетелей. В каждом конкретном случае необходимо проводить специальное, довольно сложное и, как следствие, дорогостоящее экспертное исследование. И только по результатам такого исследования эксперт может сделать вывод о причине происшествия.

Лично у меня нет ощущения, что по всем поголовно ДТП стали назначаться и проводиться такие экспертизы, в результате чего был выявлен полуторакратный рост происшествий. Нет также и ощущения, что раньше такие исследования проводились повсеместно, и именно поэтому мы можем говорить о тенденции, а не просто о естественной корректировке статистических показателей, вызванных техническим прогрессом и совершенствованием системы расследования происшествий.

Также в качестве одной из причин увеличения количества ДТП называется исключение ответственности водителей за управление транспортным средством при отсутствии технического осмотра (кроме определенных категорий, например такси).

Количество гибнущих и получающих ранения на наших дорогах сравнимо с боевыми потерями в локальных войнах - около 30 тыс. человек ежегодно

Но это не соответствует действительности. Да, действительно, в 2011 году из ст. 12.1 КоАП была исключена ответственность за управление транспортным средством, не прошедшим технический осмотр, если только это не такси, автобус или грузовик, предназначенный для перевозки людей или опасных грузов.

Но при этом все почему-то забыли, что есть ст. 12.5 КоАП "Управление транспортным средством при наличии условий, при которых запрещена эксплуатация". А п. 11 Основных положений по допуску ТС к эксплуатации (Приложение к Правилам дорожного движения) прямо запрещает управление любым транспортным средством, которое не прошло технический осмотр.

Штраф за это, конечно, небольшой - 500 руб.

Но в наказании важен не размер, а неотвратимость. Уверен, что подавляющее большинство водителей, зная, что их обязательно оштрафуют за отсутствие техосмотра, не поленятся его пройти. Благо сегодня техосмотр уже не вызывает таких неудобств, как раньше: операторов больше четырех тысяч, нет привязки к месту регистрации автомобиля, да и очередей на пунктах практически нет. Да и не так много сумасшедших, готовых ездить на заведомо неисправных автомобилях.

Но дело даже не в этом. Не менее очевиден факт, что бороться сразу со всеми показателями аварийности объективно невозможно. Уж слишком много этих показателей, а методы борьбы с ними должны быть разные.

Иногда достаточно простого ужесточения ответственности. Так, снижение количества "пьяных ДТП" вызвано не чем иным, как серьезным ужесточением ответственности за езду в нетрезвом виде. Эффект кратковременный, но тем не менее реальный.

А где-то одной ответственностью не обойтись. Нужен целый комплекс мер или даже принятие отдельных государственных программ. Например, чтобы снизить детский травматизм, надо кроме наказания водителей еще и пешеходные переходы нарисовать (а лучше построить) возле школ, и детям лишний раз напомнить, на какой свет надо дорогу переходить, и много чего еще сделать.

Естественно, эта разрозненность показателей вынуждает принимать определенные приоритеты в направлении борьбы с ними. И одним из таких приоритетов является так называемый удельный вес конкретного показателя в общей картине дорожных происшествий. 

По данным официальной статистики, удельный вес показателя "эксплуатация технически неисправных транспортных средств" составляет 0,9% за январь - апрель 2014 года (0,8% за 2013 год). То есть меньше 1%! И это даже при росте на 60%.

Для сравнения: удельный вес показателя "нарушение правил пешеходами" - 15,4%, "нарушение правил водителями юридических лиц" - 7,3%, "неудовлетворительное состояние улиц и дорог" - 34,6%.

В 38 раз больше. Так, может, надо искать не где светлее, а где потерялось?