22 августа 2014, 13:50
Мнение

Есть ли альтернатива McDonald's

McDonald's входит в топ-30 рекламодателей в России с затратами за 2013 год почти в 2 млрд руб. Эти 2 млрд размазаны тонким слоем по каждой картошке фри, которую вы оплачиваете

Если говорить начистоту, то пока никакой трагедии ни для кого не случилось. С точки зрения McDonald's их доходы от четырех точек в Москве не составят и одной десятитысячной доли прибыли мирового лидера фастфуда. А благодаря полученному сейчас пиару сеть, скорее всего, в краткосрочной перспективе даже выиграет за счет массового похода "за последним бургером".

С точки зрения потребителя, при большой любви к этой сети всегда можно найти замену неподалеку или обратить внимание на альтернативы, которых  даже в сфере нездорового фастфуда огромное количество.

С точки зрения сотрудников, которым пока нечего делать в закрытых заведениях, простоев в работе и зарплате не ожидается. Очевидно, в большой сети с постоянным поиском людей есть возможность распределить освободившиеся обученные кадры.

Более того, лично мне кажется, это история из разряда "нужно сделать немножко хуже, чтобы получилось лучше".

Почему? Потому что лишний раз мы вспомним на секунду о вреде фастфуда и задумаемся об альтернативах.

Грамотная маркетинговая политика сети, которая, с одной стороны, является знаком качества фастфуда во многих странах мира, а с другой - ассоциируется со словами "ожирение"  и "вредная еда", приводит к тому, что ребенок еще читать-писать не научился, но уже подпал под ее обаяние и требует от родителей регулярных походов за картошкой фри.

Родители  знают, что к четырем-пяти  годам многие дети начинают просить отвести их в  McDonalds: там игрушки и картошка фри. Для запуска этого механизма достаточно, чтобы ребенок иногда смотрел телевизор и ходил по улицам. Маркетингу с большими бюджетами этого хватает, чтобы привлечь неокрепший разум.

А дальше цепочку вы знаете - даже сознательным родителям сложно объяснить, почему с едой из с McDonalds лучше не усердствовать. А уж если папа с мамой и сами не задумываются о вреде, который они получают из-за высокого содержания консервантов, ароматизаторов и усилителей вкуса, то детки становятся частыми гостями сети надолго.

Известна статистика ВОЗ, согласно которой 15-20% детей в России страдают от лишнего веса, 10% - от ожирения. И это при том, что McDonalds представлен только в крупных городах, а это самая большая сеть в России.  Да что там фастфуд - когда я смотрю на куриные ноги бройлеров, накаченные гормонами, а потом вижу мальчишек, страдающих ожирением по женскому типу, мне мерещатся эти цыплята, набирающие вес со скоростью звука.

Так какая альтернатива? Альтернатива и простая, и сложная - нужно взять ответственность за свое здоровье, а также своих детей в собственные руки.

Если мы посчитаем средний чек любого фастфуда, станет понятно, что пресловутая доступность этой еды - еще одна сказка, в которую хотелось верить. Средний чек на одного потребителя - 250-500 руб.,  на семью - 750-1500 руб. На эти деньги в дорогом ресторане не поешь, но вполне обеспечишь семье здоровое органическое питание на несколько дней: тут и фермерское мясо, и молочные продукты, и яйца, и овощи-фрукты. 

Я уж не говорю о том, какая экономия будет немного позже, когда не придется лечить ожирение, гастрит, астму и другие неприятные последствия вредного питания.

Если вернуться к рекламным бюджетам, давайте вспомним, что McDonald's  входит в топ-30 рекламодателей в России с затратами за 2013 год почти в 2 млрд руб. Эти 2 млрд размазаны тонким слоем по каждой картошке фри, которую вы оплачиваете.

Теперь задумаемся о быстроте и доступности. Многие говорят, что питаться фастфудом проще и быстрее, и это единственная причина, по которой легче зайти в обеденный перерыв или после лекций в институте за канцерогенной картошкой, чем найти здоровое решение. Но по большей части еда в категории "фастфуд" - это не только быстрое употребление, но и быстрое приготовление. Разморозка и экспресс-разогрев - вот основной бизнес-процесс.

И здесь очевидно, что как только люди возьмут на себя ответственность за спрос на здоровое, натуральное и органическое питание, предложение не замедлит себя ждать. Пример тому американская сеть быстрого питания Chipotle, которая бурно растет на фоне повышающегося внимания американцев к органической продукции.

Chipotle всячески отстаивает позиции натурального хозяйствования против промышленного животноводства. И обеспечивает доступ  именно к быстрому, но здоровому питанию по всей стране. В США у Chipotle более 500 ресторанов - больше, чем у McDonalds в России (475 точек сегодня, включая прикрытые). Но интересный факт про Chipotle: 92% акций сети принадлежат McDonald's. Они вынуждены вкладывать деньги туда, где находится будущее.

У нас, конечно, тенденция роста потребления здоровой еды тоже намечается. Я вижу это даже по росту продаж продуктов "Это Лето", для производства которых мы придерживаемся тех же принципов: натуральное животноводство, отсутствие химии в питании, лечении коров. И важно, чтобы все понимали: как только критическая масса людей сделает выбор в пользу здоровья, появятся новые производители и предложения, а цена на эти товары станет привлекательнее.

Не нужно заходить в каждую приветливо открытую дверь фастфуда, нужно найти свое решение, которое сформирует наше с вами потребление. А  закрытые четыре ресторана, конечно, откроют. Но выбор остается за нами.

Как ограничивали работу McDonald's в России. Досье

Случаи прекращения работы ресторанов McDonald's в разных странах