4 сентября 2014, 08:20
Мнение

SWIFT и санкции

Экономический интерес определенных стран по ограничению международного обращения рубля возник задолго до украинских событий, по сути, сразу после введения его свободной конвертируемости в середине 2000-х годов

Если сравнить международные отношения с айсбергом, то политика будет представлять его надводную, но меньшую часть, тогда как экономические взаимоотношения, возможно, не столь активно обсуждаемые и менее очевидные, все же являются его большей частью.

Это справедливо и для процесса взаимного обмена санкциями, вызванного событиями на Украине.

Один из примеров - предложение, высказанное от имени Великобритании, "отключить Россию от системы SWIFT". Кавычки здесь поставлены сознательно, так как само предложение сформулировано скорее на жаргоне, чем на языке юридически корректных формулировок.

Во-первых, SWIFT - частная структура, зарегистрированная в Бельгии, с уставом, по которому, как правило, каждый член SWIFT является ее акционером. Россия как страна акционером не является, хотя среди таковых, например, есть Банк России. Всего из более чем 8 тыс. пользователей SWIFT в России существуют почти 600 членов. Они все, как правило, акционеры SWIFT. Так что для начала пришлось бы решить вопрос, как ограничить права собственника по использованию принадлежащего ему имущества.

Во-вторых, годовой оборот платежных систем в национальных валютах и ценных бумагах в странах БРИКС (и в России в том числе) из года в год неизменно растет. Сейчас он в сумме составляет более 10% мирового оборота. И пусть это далеко от объемов, показываемых США и Европой, тем не менее тенденция вполне очевидна.

Экономический интерес определенных стран по ограничению международного обращения рубля возник задолго до украинских событий, по сути, сразу после введения его свободной конвертируемости в середине 2000-х годов. Тем не менее растущие двусторонние расчеты, кредитные и СВОП-линии, создание банка БРИКС - все это инициативы последних лет, рано или поздно ведущие к постановке вопроса о собственной коллективной мультивалютной системе расчетов.

В-третьих, следует помнить, что SWIFT - коммуникационная система, а не платежная. Для реального перевода денег или ценных бумаг используются национальные или региональные платежные системы. Тем самым ограничение по использованию SWIFT - это не препятствие для проведения платежей, а создание неудобств, повышающих в конечном счете стоимость платежа и предоставление дополнительного дохода для банков, не отключенных от системы. То есть и здесь вполне очевиден экономический интерес стран, вводящих подобное ограничение.

Существует также и аспект безопасности. Как и в случае недавнего обсуждения по тематике работы VISA и Mastercard в России, при использовании SWIFT возникает вопрос о безопасности хранения платежной информации, месте физического размещения серверов, системе надзора за такой организацией - сегодня это G-10, куда Россия не входит.

В конечном счете вышеупомянутое предложение является событием, которое, даже если его не было, стоило бы придумать. Несмотря на юридические и технические сложности введения подобного ограничения, оно в принципе могло бы быть введено. И что тогда? Каков план "Б"?