Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Экспертные мнения

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Не просто космос: стоит ли смотреть "Время первых"

7 апреля 2017, 18:17 UTC+3 Мильчин Константин
Кадр из фильма "Время первых"

Кадр из фильма "Время первых"

© filmpro.ru
Автор
Мильчин Константин Константин Мильчин Константин Мильчин
Литературный критик, главный редактор сайта gorky.media
Профайл автора

В прокат вышел фильм "Время первых". Он снят на основе реальных и героических событий, в главных ролях — отличные актеры, работа оператора и специалистов по спецэффектам впечатляет. Константин Мильчин — о том, гарантируют ли все эти факторы успех фильма.

Первым на сцену выходит космонавт Леонов, улыбчивый парень с лицом Евгения Миронова. Привет, я — Алексей Леонов, я опасный психопат, я помешан на риске, я постоянно игнорирую приказы, я всегда бросаюсь в самое пекло, я никогда не думаю о последствиях, а еще я самый веселый и самый добрый в мире человек. Я тот самый космонавт, который уже несколько лет тренируется для того, чтобы первым выйти в открытый космос и опередить американцев. Моего отца репрессировали, я чуть не умер от голода, но все равно я готов пожертвовать жизнью за Советский Союз. А еще я никогда не сдаюсь.

Следом на сцену выходит космонавт Беляев, мрачный молчаливый мужчина с лицом Константина Хабенского. Привет, я — космонавт Павел Беляев, я скептик и пессимист, я всегда семь раз отмерю и лишь потом отрежу, я все делаю по инструкции, я никогда не ослушаюсь приказа, я постоянно страдаю от авантюр моего напарника Леонова.

© filmpro.ru

На сцену выходит отец советской космонавтики Королев, мужчина в мятом пиджаке с лицом Владимира Ильина. Привет, я — конструктор Сергей Королев, я очень хороший человек, не спал много лет, я ворчливый и вредный, я знаю, что ракета "Восход-2" не готова к новой сложной миссии, но на меня давит военное и партийное начальство.

На сцену выходит генерал Каманин, могучий мужчина с огромными плечами. Привет, я — генерал Каманин, я очень важный человек, я проглотил аршин, я буду мешать Королеву, задавая ему глупые вопросы, но я не злодей, потому что советские военные не могут быть плохишами.

В фильме нет конфликта. Королев против военных и партии? СССР против США? Порывистый Леонов против острожного Беляева? Человек против случайности и космоса? Леонов против самого себя?
Все это очень важные конфликты, но ни один из них не получил в фильме должного развития. Едва обозначив каждый из них, авторы картины в испуге отступали

На сцену выходит товарищ Брежнев, моложавый мужчина с бровями и нелепым акцентом. Привет, я — генсек Брежнев, но я еще молодой и бодрый Брежнев, я тоже буду мешать Королеву и Леонову разными бессмысленными указаниями и звонками.

Выходит конструктор Черток, суетливый мужчина в хорошо сидящем костюме. Привет, я — конструктор Черток. Я создал систему автоматической посадки корабля. Она непременно должна сработать. Но она, конечно же, не сработает.

Выходит фильм "Время первых", картина с тяжелой судьбой. Привет, я — фильм "Время первых". Я очень хорошо снят, мои актеры отменно играют, но у меня большие проблемы со сценарием и собственно с концепцией. Наверное, это потому, что меня придумывали пять сценаристов и снимали три режиссера. Иногда мои герои разговаривают как роботы, иногда как советские злодеи из американских боевиков, иногда как нормальные люди. Я сам не знаю, о чем я и зачем я. Зато я являюсь русским ответом сразу на три или четыре американских фильма. Я и "Гравитация", и "Интерстеллар", и "Армагеддон", и "Аполлон-13", а в конце я даже немного "Марсианин".

Привет, я — зритель. Я хочу фильм про то, что наши — круче всех. Чтобы нашим героям было тяжело, чтобы они столкнулись с непреодолимыми трудностями, но в конце концов, естественно, победили. Я хочу переживать и чтобы в конце было чувство гордости за наших и слезы умиления. В принципе, я и переживал, и слезу пустил, но я же не дурак, я знаю, что история полета Леонова и Беляева по накалу страстей и правда круче любого боевика. И от этого фильма я ждал чего-то большего. Гораздо большего.

О полете корабля "Восход-2" выходили статьи и книги. Мы знаем, что у Алексея Леонова во время выхода в открытый космос были проблемы со скафандром, но он справился и все-таки смог вернуться на корабль. Мы знаем, что "Восход-2" не смог сойти с орбиты в автоматическом режиме, но хладнокровный Павел Беляев вручную направил его к Земле. Мы знаем, что посадочная капсула приземлилась совсем не там, где планировалось, что космонавты замерзали в тайге, но их нашли, спасли, обогрели и доставили в Москву.

История полета корабля "Восход-2" впечатляет. Леонов и Беляев постоянно должны принимать решения, зная, что любой неверный шаг может закончиться гибелью. И они справились. В принципе, все это показано в фильме. Но показано лишь пунктиром. И в фильме нет конфликта. Королев против военных и партии? СССР против США? Порывистый Леонов против острожного Беляева? Человек против случайности и космоса? Леонов против самого себя? Все это очень важные конфликты, но ни один из них не получил в фильме должного развития. Едва обозначив каждый из них, авторы картины в испуге отступали.

"Время первых" противопоставляют "Гравитации", но я бы предпочел сравнить его с другим фильмом, совсем недавно вышедшим в российский прокат. Это американская лента "Скрытые фигуры". Картина на сто процентов конъюнктурная, но зато с понятным конфликтом и последовательным сюжетом.

Там показана космическая гонка с другой стороны. Сергей Королев и советская космонавтика явно побеждают, а штатовские ракеты взрываются одна за другой. В структурах NASA работают три талантливые чернокожие девушки: математик, инженер и программист. Они очень хотят помочь американской космической программе, но сталкиваются со всеми возможными проявлениями расизма и сексизма. Их не слушают, их презирают, они могут ходить только в туалет для цветных женщин, до которого от рабочего места бежать полчаса. И, чтобы не проиграть СССР, NASA вынуждено меняться. Черных женщин начинают слушать, унизительные правила отменяют. И сразу же ракеты начинают летать как надо, и вот американцы первыми долетели до Луны.

То есть мораль понятна: если бы не отменили расизм, то не оказались бы на Луне. Повторюсь, "Скрытые фигуры" — довольно примитивный и очень конъюнктурный фильм. Но заложенное в него конкретное послание к зрителю делает сюжет стройным и последовательным. И даже понимая, что перед тобой пропаганда, ты все равно смотришь его с интересом. Потому что есть конкретный конфликт, есть его разрешение, есть итог, есть понятное "до" и конкретное "после". Во "Времени первых" ничего такого нет. И от этого фильм, рассказывающий о непридуманном героизме космонавтов, с прекрасными актерами и хорошими спецэффектами, рассыпается на осколки.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Поделиться
источников много
ГЛАВНЫЙ ОДИН
Читайте ТАСС в Яндекс.Новости