МОСКВА, 24 октября. /ТАСС/. Госдума на пленарном заседании приняла во втором чтении законопроект, который в том числе конкретизирует сроки направления главой региона, на территории которого действует военное положение, предложений о назначении выборов в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) РФ.
Законопроект внесен в Госдуму парламентом Кабардино-Балкарской Республики в марте, принят в первом чтении в июле. В изначальной редакции законопроект содержал технические поправки в закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Поправки ко второму чтению
Во втором чтении Госдума приняла поправки в ст. 10.1 этого закона(проведение выборов, референдума при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, военного положения). Сейчас при введении военного положения руководитель субъекта, на территории которого действует военное положение, вправе не ранее чем за 130 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования направить в ЦИК РФ предложение о проведении выборов или референдума в регионе.
Принятыми поправками эти сроки корректируются: предложение о назначении выборов в органы государственной власти субъекта направляется в ЦИК не ранее чем за 105 дней и не позднее чем за 95 дней до дня голосования, предложение о назначении выборов в органы местного самоуправления - не ранее чем за 95 дней и не позднее чем за 85 дней до дня голосования, предложение в отношении референдума субъекта, местного референдума - в течение пяти дней со дня признания законодательным органом субъекта либо представительным органом муниципального образования соответствия вопроса, выносимого на референдум, требованиям законодательства.
В случае совмещения дней голосования на выборах разных уровней предложение о назначении выборов должно быть направлено в течение сроков, установленных для выборов более высокого уровня. При введении военного положения на части территории страны после назначения выборов глава субъекта, на территории которого введено военное положение, вправе направить в ЦИК РФ предложение о проведении соответствующих выборов в течение пяти дней со дня его введения, но не позднее дня, предшествующего дню голосования.
Кроме того, поправки предусматривают консультации ЦИК РФ с Минобороны, ФСБ и главой субъекта, на территории которого введено военное положение, в случае его введения до назначения выборов в федеральные органы государственной власти или после назначения выборов. В первом случае они проходят не позднее чем через пяти дней после официального опубликования решения о назначении таких выборов, а в случае введения военного положения после назначения выборов - не позднее чем через пять дней после введения военного положения, но не позднее дня, предшествующего дню голосования.
В действующем законодательстве речь идет о консультациях ЦИК РФ лишь с Минобороны России и ФСБ России не позднее чем через пять дней после поступления предложения о проведении выборов, референдума на территории субъекта, в котором действует военное положение. По итогам консультаций ЦИК РФ принимает решение о возможности проведения выборов.
Если подготовка и проведение федеральных выборов на территории субъекта могут представлять угрозу жизни и здоровью граждан, то соответствующие выборы там по решению ЦИК не проводятся либо приостанавливаются, они могут быть возобновлены в установленном законодательством порядке. О решении ЦИК РФ незамедлительно информирует главу государства, если же решение принято в отношении выборов президента РФ, то комиссия информирует и Совет Федерации. Уточняется, что по решению ЦИК РФ могут быть отложены выборы в органы госвласти субъекта, органы местного самоуправления, референдум субъекта. Сейчас пункт 10 ст. 10.1 (проведение выборов, референдума при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, военного положения) таких уточнений не содержит.
Также Госдума проголосовала за поправку в ст. 27 закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Она предусматривает, что на избирательном участке на территории воинской части, расположенной в обособленной, удаленной от населенных пунктов местности, участковая комиссия формируется из числа военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, в том числе не входящих в резерв составов участковых комиссий. Из ст. 28 (организация деятельности комиссий) исключается пункт о том, что, если предложенная избирательной комиссией кандидатура на должность председателя комиссии будет отклонена, избирательная комиссия, по предложению которой он избирается, обязана предложить новую кандидатуру из числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Ст. 30 (гласность в деятельности комиссий) дополняется пунктом о том, что фото- и видеосъемка в помещениях для голосования, находящихся на избирательных участках, образованных в воинских частях, допускается только аккредитованными представителями СМИ и по согласованию с командиром соответствующей воинской части.