2 ноября 2015, 15:55
Борьба с коррупцией

Борьба с коррупцией: "волчий билет" для чиновников, региональный уровень и первые иски

Александр Колбасов/ ТАСС, архив

Кремль не планирует выступать с новыми инициативами о совершенствовании антикоррупционного законодательства, сообщил глава администрации президента РФ Сергей Иванов на конференции ООН против коррупции

В Кремле констатируют, что в настоящее время в России борьба с коррупцией ведется более эффективно на федеральном уровне и ожидают, что со следующего года она должна наладиться в регионах страны.

Глава администрации президента РФ Сергей Иванов рассказал на проходящей в Санкт-Петербурге конференции ООН против коррупции о результатах проверки деклараций госслужащих за первую половину 2015 года. По ее итогам к дисциплинарной ответственности были привлечены 4 тыс. человек, а 272 чиновника уволены с государственной службы "с волчьим билетом".

"Всего проверяются 1,5 млн деклараций чиновников различного уровня. В администрации президента управление по борьбе с коррупцией проверяет 8,5 тыс. человек - министры, губернаторы, федеральные судьи и т.д", - пояснил Иванов. В частности, уточнил глава кремлевской администрации, после проверки деклараций высокопоставленных чиновников были привлечены к дисциплинарной ответственности руководитель регионального центра МЧС, руководитель таможенного управления на Северном Кавказе, генералу МВД было отказано в назначении на вышестоящую должность. В целом в первом полугодии 198 кандидатам на должности было отказано в их назначении.

Данных за 2015 год в два раза больше, чем за аналогичный период 2014 года, подчеркивают в Кремле.

Декларации о доходах и имуществе госчиновников

Декларации о доходах и имуществе ежегодно предоставляются госслужащими и иными публичными должностными лицами в рамках законодательства о гражданской службе и закона о противодействии коррупции.

Впервые это требование в отношении госслужащих в России было введено в 1995 г. В соответствии со ст. 12 закона от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы РФ" госслужащие должны были предоставлять в органы налоговой службы сведения о полученных ими доходах и имуществе. Однако все эти сведения получали статус служебной тайны, и их проверка проводилась только налоговой службой.

Обязанность декларировать доходы, имущество и обязательства имущественного характера для публичных должностных лиц и членов их семей была установлена ст. 8 закона от 25 декабря 2008 г. "О противодействии коррупции". 29 декабря того же года в ст. 10 конституционного закона "О правительстве РФ" были внесены поправки, обязывающие членов кабинета министров представлять в налоговые органы сведения о своих доходах, ценных бумагах и ином имуществе, принадлежащем по праву собственности им и членам их семей.

Сведения о доходах и имуществе публикуются на официальных сайтах соответствующих ведомств и в СМИ с 2010 г. С 1 января 2013 г. российские чиновники отчитываются не только о доходах, но и о расходах, включая расходы жен и детей.

Декларации о доходах и имуществе государственных чиновников. Досье

"В сеть стало попадать больше рыбы"

"Я думаю, что усилилось противодействие коррупции, потому что сеть стала тоньше и в нее стало попадать больше рыбы, в том числе и мелкой", - обрисовал ситуацию Иванов.

Глава администрации президента уверен, что "ни один эксперт не оценит реальный уровень коррупции в России, потому что таких данных нет". "И не верьте, если эксперты будут вам вдувать, - это все пиар и ничего больше", - заявил Иванов. Он также высоко оценил работу Росфинмониторинга, "который видит очень много, в том числе, за границей". "Многие расследования начинаются по наводке Росфинмониторинга, в этом смысле глобализация и использование электронных систем проведения банковских платежей играет нам на руку", - сказал Иванов.

Отвечая на вопрос о статистике проявлений коррупции по географическому признаку, руководитель президентской администрации рассказал, что на этот счет есть неофициальные опросы, которые показывают, что по уровню коррупции лидирует Северо-Кавказский округ.

"Администрация президента не наказывает уголовно, а может только принять меры дисциплинарного воздействия, поскольку администрация президента - это не суд, не прокуратура, не правоохранительные органы", - подчеркнул Иванов. Он заявил: "Никаких юридических вердиктов выносить никогда не будем, иначе придем к 1937 году. Я категорический противник таких параллелей и таких ассоциаций".

Распространение антикоррупционных стандартов на муниципальный уровень

Кремль не планирует выступать с новыми инициативами о совершенствовании антикоррупционного законодательства, отметил Иванов. "Что касается законодательства, я считаю, что у нас все основные положения антикоррупционного законодательства соблюдаются, они приняты, они действуют, ООН это подтверждает", - сказал глава кремлевской администрации журналистам.

Начальник управления президента РФ по вопросам противодействия коррупции Олег Плохой напомнил, что в большой степени готовности находится законодательная норма о введении основания для увольнения депутатов муниципального уровня - недекларирование доходов. По его словам, таким образом, антикоррупционные стандарты распространяются с федерального на муниципальный уровень.

"Много инициатив по ужесточению законодательства, в частности, комитет по безопасности активно обсуждает инициативу по введению повышенной ответственности за хищение бюджетных средств, но сейчас это только обсуждается, и говорить о том, что закон готов к представлению, преждевременно", - полагает Олег Плохой.

"Новых (законопроектов), внесенных на рассмотрение по инициативе президента, я не ожидаю в ближайшее время", - резюмировал Сергей Иванов.

Противодействие коррупции на региональном уровне

На федеральном уровне эффективность по выявлению конфликта интересов в четыре раза выше, отметил Плохой. По словам главы антикоррупционного управления Кремля, три четверти увольнений с формулировкой "в связи с утратой доверия" касается лиц, работавших в федеральных структурах.

Иванов согласился, что противодействие коррупции на региональном уровне налажено гораздо хуже, чем на федеральном. Такую ситуацию он объясняет тем, что проверка деклараций федеральных чиновников ведется уже много лет.

"В этом году мы впервые создали антикоррупционные подразделения в каждом регионе РФ и приказали, чтобы их возглавлял губернатор. Эти подразделения только начинают работать", - объяснил Иванов, оговорив, что "это не упрек регионалам".

"Что касается законодательства, я считаю, что у нас все основные положения антикоррупционного законодательства соблюдаются, они приняты, они действуют, ООН это подтверждает", - сказал Сергей Иванов. Глава кремлевской администрации добавил, что "у администрации президента таких планов (по новым законам – прим. ТАСС) нет.

В настоящее время в суды поступили первые иски о возвращении в доход государства домов и машин, приобретенных госслужащими на неподтвержденные доходы. Речь идет "о возвращении в доход государства недвижимости, транспортных средств, того, что выявляется как непонятный источник доходов, который сам фигурант объяснить не может", уточнил Иванов.

Проблема собираемости штрафов

Собираемость штрафов за коррупционные преступления в 2015 году сократилась: в 2014 году было собрано 6,4 млрд рублей, а в 2015 году – чуть менее 1 млрд рублей, уточнил Плохой.

"Штрафы (за дачу взятки – прим.) выписывались на миллиарды рублей, и через несколько лет стало понятно, что собираемость этих штрафов в районе статистической погрешности, то есть ничего не собирается. В этой связи Верховный суд решил, что штрафы должны быть превышающие размер взятки, но не такие, как ранее выписывались, - многократные", - напомнил Иванов.

Проблема собираемости штрафов за коррупционные преступления пока полностью не решена, признал Иванов. "На мой взгляд, здесь изобретать ничего не надо: не платишь штраф - тюрьма, хотя определенный период времени нужно дать человеку на сбор средств и выплату", - сказал глава кремлевской администрации. По словам Иванова, "также должны вводиться жесткие ограничения - невыезд за границу, нерегистрация оружия, то есть, поражения в гражданских правах".

"Широко распространена практика, когда на конкурсах выигрывает одна и та же компания, которой, как потом выясняется, жена, дочка, внучка регионального чиновника руководит", - привел он пример конфликта интересов. По мнению Иванова, побороть эту практику должен помочь недавно принятый закон, по которому чиновник любого уровня обязан информировать о конфликте интересов.

Глава администрации президента отметил, что по закону в конфликт интересов могут быть вовлечены не только родственники, но и друзья, и другие "экономически связанные" с чиновником граждане. "В случае незаявления о конфликте интересов, чиновник автоматически подвергается санкциям, вплоть до увольнения", - напомнил он.

За первую половину 2015 года реальные сроки заключения за коррупцию получили 5,5 тыс. человек, сообщил в свою очередь начальник антикоррупционного управления.

Возвращение активов

За счет возвращения из-за границы активов, нажитых преступным путем, в Россию удалось вернуть 8,5 млн рублей.

Как пояснил Сергей Иванов, при возврате активов из-за границы "львиная доля успеха зависит от хороших двусторонних отношений нашей прокуратуры и прокуратуры того государства, где это имущество находится". "Если хороших отношений нет или есть жесткая политическая команда - ничего не делать, все остальное бесполезно", - констатировал глава администрации.

"Как ни странно, у нас с прокуратурой Латвии неплохие отношения, и из Латвии нам уже вернулось по запросу 1,5 млн рублей, из Швейцарии вернулось 7 млн рублей от имущества экс-сенатора Изместьева в Швейцарии, по замминистра сельского хозяйства Божанову также ведется работа по возвращению средств", - сказал Иванов.

Громкие коррупционные дела в России с 2005 года. Досье

Особенности юридических механизмов

Процедура возврата арестованных за рубежом активов очень сложна, пояснил Иванов. "Сначала нужно найти, потом запросить, потом дождаться положительного ответа, потом надо, чтобы это имущество - замок или особняк - кто-то купил, и только после этого средства, полученные от продажи, будут возвращены", - описал он этот юридический механизм. Руководитель президентской администрации заверил, что работа такая ведется.

В качестве примера он привел Францию, где арестовано имущество бывшей супруги министра финансов Московской области Алексея Кузнецова, "а по самому Кузнецову сейчас поступило требование французской прокуратуре арестовать его замок в Сен-Тропе и еще кое-что, нажитое непосильным трудом".

По оценке Иванова, "хуже всего обстоят дела с англо-саксонскими странами - США, Канада, Англия" по возвращению активов в Россию. Бывают случаи, когда "беглецу, - откровенному жулику, мошеннику, проходимцу, - дают статус беженца и на этом все заканчивается, именно в англо-саксонских странах", сказал глава администрации президента.

Антикоррупционная конференция в Санкт-Петербурге

Крупнейшая в мире антикоррупционная конференция проходит в Петербурге со 2 по 6 ноября. Кроме ежедневных пленарных заседаний, в ее программе - несколько встреч на полях конференции, включая семинары, "круглые столы" и заседания органов, отвечающих за борьбу с коррупцией в своих странах, - всего около 35 мероприятий по профильной тематике. По итогам сессии предполагается принятие Санкт-Петербургской декларации, а также около 10 резолюций.

КОНВЕНЦИЯ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ

Конвенция против коррупции была одобрена Генеральной Ассамблей 31 октября 2003 года и вступила в силу 14 декабря 2005 года, ее уже ратифицировали 172 государства. Россия подписала документ одной из первых - в декабре 2003 года, ратифицировала 8 марта 2006 года. 
 
Международный договор предусматривает меры по предупреждению коррупции, наказанию виновных, а также механизмы международного сотрудничества в борьбе с ней. Конвенция обязывает государства - члены проводить политику противодействия коррупции, одобрять соответствующие законы и учреждать специальные органы для борьбы с этим явлением. В соответствии с конвенцией, государства должны добиваться того, чтобы их должностные лица проявляли неподкупность, честность и ответственность.
 
Конвенция обязывает страны предупреждать и пресекать вывоз незаконных доходов за рубеж и укреплять международное сотрудничество в деле их возвращения.