Лавров надеется, что никто не будет ждать новых бед, чтобы сплотиться против терроризма

Сергей Бобылев/ ТАСС

Глава МИД РФ напомнил, что резолюцию, призывающую объединиться в борьбе с "Исламское государство" и другими террористами на Ближнем Востоке и на Севере Африке, Россия внесла в конце сентября

МОСКВА, 19 ноября. /ТАСС/. Глава МИД РФ рассчитывает, что никто не будет ждать новых бед, чтобы сплотиться на антитеррористической платформе. Об этом он заявил в интервью "Радио России".

"Резолюцию, призывающую объединиться в борьбе с ИГИЛ (прежнее название запрещенной в РФ террористической группировки "Исламское государство" - прим.ТАСС) и прочими террористами на Ближнем Востоке и на Севере Африке, мы внесли в конце сентября, - напомнил Лавров. - О нашей инициативе объявил президент, выступая на Генеральной Ассамблее. На следующий день мы организовали министерское заседание Совета Безопасности, где этот проект резолюции был распространен".

"Западные партнеры сказали, что им не нравится предусмотренное в резолюции положение о том, что антитеррористические операции должны координироваться с государствами, на территории которых эти операции проводятся. Поэтому они положили наш проект резолюции в сторону, заморозили. Мы, естественно, не стали настаивать. Что же мы будем ломиться в закрытую дверь? Но мы были убеждены, что эта резолюция будет востребована. Так и произошло, к сожалению", - обратил внимание министр.

"К сожалению, мы опять наблюдаем готовность к сплочению на антитеррористической платформе только после очередных трагедий. Надеюсь, что больше мы не будем ждать новых бед, - Боже упаси, чтобы такое повторилось, хотя гарантировать ничего нельзя - и все-таки мы начнем действовать на опережение, потому что террористы между собой не спорят, они прекрасно договариваются. "Джебхат ан-Нусра" - с ИГИЛ. Уверен, что они и с другими филиалами "Аль-Каиды" договориться могут. Как показывают наши данные, это у них налажено", - подчеркнул Лавров.

"Сейчас здравомыслящие политики оставляют в стороне второстепенные вещи"

Решение России и Франции по координации в Сирии говорит о том, что здравомыслящие политики понимают необходимость оставить в стороне второстепенные вещи и сконцентрироваться на противодействии террористической группировке, подчеркнул глава МИД РФ.

"Мне кажется, что звонок президента Олланда президенту Путину после жутких терактов в Париже, его предложение координировать наши усилия и реакция президента, в которой выражалась готовность делать это на союзнической основе, - все это говорит о том, что сейчас здравомыслящие политики оставляют в стороне второстепенные вещи и понимают необходимость концентрироваться на главном приоритете - пресечении поползновений ИГИЛ завоевать позиции на огромной территории земного шара", - подчеркнул министр.

Российские делегации не ощущают изоляции, посещая международные мероприятия, подчеркнул Сергей Лавров. Он отметил, что со стороны Запада некоторые форматы действительно были заморожены. "Совет Россия-НАТО заморожен, секторальные диалоги с Евросоюзом, заморожена, в некоторых случаях, работа межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству, - пояснил министр. - Но этот процесс уже возвращается в нормальное русло, работа в этих механизмах восстанавливается".

Лавров подчеркнул, что "повседневное общение никогда не прекращалось". "Никакой изоляции никакая наша делегация не ощущала на каком-либо мероприятии, куда бы мы ни приезжали с визитом президента, на министерском уровне, на уровне руководителей других ведомств, - указал он. - Российская делегация на любом форуме находится в центре внимания, с нами советуются, нам адресуют просьбы подержать ту или иную инициативу в рамках повестки дня соответствующего заседания". "Так что я уверен, что эти попытки (изолировать Россию - прим. ТАСС) изначально были обречены на провал, сейчас все понимают, что просто смешно дальше об этом говорить", - отметил он.

Право на самооборону

Любое государство имеет право применить 51 статью Устава ООН в случае, если на его граждан нападают, подчеркнул министр. "Нельзя рассматривать даже этот теракт (на борту А321 - прим. ТАСС) в изоляции, - сказал он. - Этот теракт - преступление в череде подобных жутких акций, которые террористы осуществили и в Ливане, и в Египте, и в Париже, и в Анкаре, и в Багдаде, и в других арабских городах. Это, без какого-либо сомнения, реальная угроза международному миру и безопасности".

По словам главы МИД РФ, в таких ситуациях "государства обязаны применять право на самооборону, которое предусмотрено в уставе ООН". "И в данной ситуации, я убежден, абсолютно необходимо принять резолюцию Совета Безопасности, которая закрепила бы необходимость действовать согласно главе 7 и сделать все, чтобы подавить "Исламское государство", так же как мы поступили в отношении терактов 11 сентября 2001 года", - подчеркнул Лавров.

Об "Исламском государстве"

Запрещенная в РФ террористическая группировка "Исламское государство" создана "ребятами", которых США держали в тюрьмах в Ираке и Афганистане, а потом выпустили, заявил глава МИД РФ.

"Период, когда наши западные коллеги и некоторые их друзья в регионе постоянно уходили от политического процесса (в Сирии), был сопряжен с большим количеством террористов и экстремистов, иностранных боевиков, чтобы решить задачу свержения режима (Башара Асада), - указал Лавров. - В какой-то момент, видимо, те, кто это поощрял, упустили контроль над ситуацией, и террористические инстинкты иностранных боевиков возобладали. Они поняли, что имеют блестящий шанс реализовать ту идею, которую вынашивало созданное еще в середине прошлого десятилетия так называемое "Исламское государство". Реализовать ребятами, которых американцы держали в тюрьмах в Ираке и Афганистане, а потом выпустили".

"Процесс вышел из-под контроля иностранных держав, превратился в саморазвивающееся движение: захвачены огромные территории, включая территории,  на которых находятся исторические памятники всемирного культурного наследия. Этими памятниками, артефактами активно торгуют, их подвергают разрушению", - подчеркнул министр. Кроме того, по его словам, "захвачены нефтяные месторождения, идет торговля нефтью в промышленных масштабах". "Сейчас, наверное, все уже осознали, причем достаточно давно, что эта угроза - как джин из бутылки, только обратно ее уже не запихать", - добавил он.

Для "Исламского государства"не имеет значения, какую позицию какая-либо страна занимает по вопросу о судьбе президента САР Башара Асада, добавил глава МИД РФ. Он обратил внимание, что ВКС РФ проводят операцию в Сирии по "приглашению и просьбе Асада", в то время как возглавляемая США коалиция "действует в САР без приглашения законного правительства и без мандата СБ ООН".

"Несмотря на то, что в Сирии американцы, их натовские партнеры и другие участники коалиции действуют без международно-правовой базы, мы сказали, что в интересах борьбы с терроризмом мы готовы наши усилия координировать, и предложили достаточно глубокую степень взаимодействия, - напомнил Лавров. - Американская сторона пошла только на договоренность, которая необходима для избежания инцидентов в воздухе между нашими ВВС и американской авиацией, а от глубокой координации отказалась".

По его словам, американцы до последнего времени заявляли, что "только решение вопроса о том, когда конкретно, точно и наверняка Асад уйдет со своего поста, позволит наладить координацию по борьбе с ИГ". "Асада называют магнитом, который притягивает всех террористов. Если этой логике следовать, получается, что не только Асад - магнит для ИГИЛ. Для ИГИЛ магнитами стали и Ливан, и Турция, и Франция, и Египет, - отметил министр. - Но если вспомнить, что Франция и Турция всегда наиболее жестко настаивали на немедленном уходе Башара Асада, то логика "уберите Асада, и ИГИЛ успокоится" совсем исчезает".

"ИГИЛ пытается достичь своих целей - создания так называемого халифата - вне всякой связи с тем, что происходит в Сирии и вне всякой связи с тем, кто и как относится к Башару Асаду", - подчеркнул Лавров.

Об эффектности действий коалиции США

Работа коалиции США по борьбе с ИГ не вполне соответствует заявленным целям, заявил также Лавров.

"Где-то год назад американцы создали коалицию для борьбы с ИГ, создали ее договорившись с Ираком, но даже не попытавшись договорится с Сирией. Поэтому в их операции сохраняется двусмысленность: борьба с ИГ, которое захватило значительную часть пространства и Ирака, и Сирии, осуществляется на двух различных основах. Одна основа международно-правовая: все соблюдено - это в отношении ударов по территории Ирака. По территории же Сирии удары наносятся нелегитимно", - пояснил он.

"Тем не менее, мы убеждены, что нужно сотрудничать. Наблюдая, как полтора года коалиция работает, мы оценивали эту работу как не вполне соответствующую заявленным целям - не допустить распространения "Исламского государства". Его территория увеличивалась, - отметил министр. - Да, в Ираке были достигнуты определенные успехи, в отдельных районах страны ИГ и его боевые отряды были остановлены, но в целом территория так называемого халифата, объявленного на пространстве Ирака и Сирии, увеличивалась".

Формы взаимодействия с западной коалицией, которые бы устроили Дамаск, найти возможно, подчеркнул министр.

"Исламское государство", "Джебхат ан-Нусра" и их пособники уже стояли на пороге Дамаска и других городов, и тогда президент Башар Асад обратился к нам с официальной просьбой. Мы немедленно откликнулись позитивно и сейчас работаем в Сирии на легитимной основе. Готовы к практическому взаимодействую с теми странами, которые входят в состав коалиции. Готовы отрабатывать с ними такие формы нашей координации, которые, конечно же, уважали бы суверенитет Сирии и прерогативы сирийского руководства", - подчеркнул министр. "Убежден, что при прагматичном подходе такие формы можно найти", - заявил он.

Удары ВКС РФ

Операция ВКС РФ в Сирии против боевиков запрещенных в РФ террористических организаций "Исламское государство" и "Джебхат ан-Нусра" началась 30 сентября по просьбе сирийского президента Башара Асада. Участвовать в наземной операции РФ не планирует.

Радикальная группировка "Джебхат ан-Нусра". Досье

Террористическая организация "Исламское государство". Досье