1 марта 2016, 13:31

Лавров: Россия предлагает разработать Конвенцию по борьбе с актами химического терроризма

Глава МИД РФ Сергей Лавров. Александр Щербак/ ТАСС
Глава МИД РФ Сергей Лавров
В случае начала практической работы над такой конвенцией необходимо наладить взаимодействие с Организацией по запрещению химического оружия, отметил министр

ЖЕНЕВА, 1 марта. /ТАСС/. Россия предлагает разработать Конвенцию по борьбе с актами химического терроризма.

Об этом заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров, выступая на Конференции по разоружению.

"Конвенция по запрещению химического оружия (КЗХО) далеко не в полной мере решает задачу противодействия химическому терроризму, - отметил министр. - Не видим достаточных оснований и для утверждений о достаточности уже существующих норм международного обычного права. Эти нормы не решают задачу запрещения применения химоружия негосударственными субъектами и, тем более, квалификации таких действий в качестве международного преступления". "Устранить эти пробелы путем разработки поправок к КЗХО довольно проблематично, поскольку в ней для принятия поправок предусмотрена слишком сложная, длительная и громоздкая процедура", - добавил он.

"Более реалистичным, надежным и перспективным средством решения этой задачи представляется разработка отдельной конвенции по борьбе с актами химического терроризма, - обратил внимание Лавров. - Понятно, что есть целый ряд международных площадок, на которых этим можно было бы заняться. Но мы предлагаем сделать это именно здесь, на Конференции по разоружению, которая уже внесла неоценимый вклад в снижение химической угрозы путем успешного согласования КЗХО".

"Тем самым была бы решена двуединая задача противодействия химическому терроризму с одной стороны и разблокирования работы женевского разоруженческого форума - с другой", - заявил глава МИД РФ.

Лавров подчеркнул, что в случае начала практической работы над такой конвенцией будет необходимо наладить плотное взаимодействие с Организацией по запрещению химического оружия. "Следует также позаботиться о том, чтобы все государства-участники КЗХО, не являющиеся участниками Конференции по разоружению, имели возможность внести вклад в разработку нового соглашения, - отметил он. - Это можно обеспечить, в частности, путем предоставления всем желающим статуса наблюдателей на конференции, как это допускается правилами процедуры".

Россия озабочена отсутствием прогресса на переговорах 

"В активе конференции - целый ряд базовых международных соглашений, на которых в значительной мере зиждется глобальная безопасность, - напомнил Лавров. - Среди последних крупных ее достижений - Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и Конвенция о запрещении химического оружия. Обе эти договоренности датируются последним десятилетием прошлого века".

По его словам, возобновить переговорный процесс, к сожалению, с тех пор так и не удалось из-за серьезных расхождений по программе работы конференции. "Полностью разделяем разочарование и озабоченность партнеров в связи со столь длительным застоем, равно как и убежденность в необходимости скорейшего выправления сложившейся ситуации, - сказал министр. - Вместе с тем выход из тупика видится нам не в переносе переговоров на другие площадки или тем более в отказе от консенсуса, а в кропотливом и творческом поиске баланса интересов".

"На протяжении двух десятилетий рассматривались различные варианты преодоления тупика, но ни один из них не сработал, - обратил внимание глава МИД. - Отсутствие позитивного результата объясняется, на наш взгляд, как объективными различиями в приоритетах государств, так и трудностями нахождения компромисса в довольно жестких рамках традиционной повестки дня конференции".

"Все мы, кажется, испробовали уже все мыслимые сочетания составляющих ее элементов, но согласия так и не достигнуто", - констатировал Лавров.

Опасность применения химоружия возрастает

Министр отметил, что угроза попадания оружия массового уничтожения в руки негосударственных субъектов является общепризнанной. "Для противодействия ей сделано немало, - сказал Лавров. - Важным шагом в этом направлении стало принятие в 2004 году резолюции 1540 Совета Безопасности ООН. Год спустя по российской инициативе была заключена Международная конвенция по борьбе с актами ядерного терроризма. Однако в этой сфере до сих пор есть серьезные пробелы, относящиеся, в частности, к сфере использования химических веществ в террористических целях".

Данная проблема "приобретает сейчас сверхактуальный характер в свете появившихся фактов неоднократного применения боевиками "Исламского государства" (ИГ, террористическая организация, запрещенная в РФ) и других террористических группировок в Сирии и Ираке не только промышленных токсичных химикатов, но и полноценных боевых отравляющих веществ". "Возрастает опасность аналогичных преступлений и на территории Ливии, Йемена", - констатировал министр.

"Подобная деятельность негосударственных субъектов на Ближнем Востоке и Севере Африки приобретает все более масштабный, системный, трансграничный характер и грозит выплеснуться далеко за пределы региона, - отметил глава МИД. - Есть сведения о получении террористическими группировками доступа к научно-технической документации по производству химоружия, захвате химических предприятий с соответствующим оборудованием, привлечении к освоению синтеза боевых отравляющих веществ иностранных специалистов".

По его словам, о крайней остроте ситуации свидетельствуют инциденты в августе-сентябре 2015 года в сирийском городе Мареа, где боевики ИГ использовали артиллерийские снаряды, начиненные ипритом. "Это не оставляет места для сомнений в том, что химический терроризм становится уже не абстрактной угрозой, а суровой реальностью наших дней, которую можно и нужно купировать, активизировав серьезную работу на международных площадках", - подчеркнул Лавров.

РФ предлагает создать рабочие органы по каждой из четырех тем Конференции по разоружению

Министр предложил создать четыре дискуссионные группы по ядерному разоружению, предотвращению гонки вооружений в космосе, негативной гарантии безопасности и Договору о запрещении производства расщепляющихся материалов.

"Полагаем, что переговоры по новой Конвенции (по борьбе с актами химического терроризма) следует сочетать с предметной работой над четырьмя ключевыми пунктами повестки дня Конференции по разоружению - это ядерное разоружение, предотвращение гонки вооружений в космосе, негативные гарантии безопасности и Договор о запрещении производства расщепляющихся материалов," - сказал он, выступая сегодня на Конференции по разоружению.

Как отметил министр, "по каждому из этих вопросов можно было бы создать рабочие органы с дискуссионными мандатами". "Соответствующие российские предложения будут переданы норвежскому председательству", - указал Лавров.