Ранее Министерство юстиции обратилось в Конституционный суд с просьбой признать невозможность исполнения постановления ЕСПЧ об участии отбывающих наказание в исправительных учреждениях в выборах
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 19 апреля. /ТАСС/. Конституционный суд (КС) РФ огласит во вторник решение по запросу Министерства юстиции, касающегося возможности неисполнения постановления Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по делу "Анчугов и Гладков против России". Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе суда.
В 2013 году ЕСПЧ вынес решение по делу "Анчугов и Гладков против России" и установил нарушение российскими властями Конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с лишением заявителей, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, права избирать и быть избранными.
Министерство юстиции обратилось в КС с просьбой признать невозможность исполнения данного постановления, так как его выводы противоречат Конституции РФ.
По данным пресс-службы КС, это первый направленный в суд запрос о возможности исполнения конкретного постановления ЕСПЧ в рамках Конституции РФ после принятия в декабре 2015 года закона, вносящего поправки в федеральный закон "О Конституционном суде РФ".
Согласно документу, который в декабре прошлого года подписал президент РФ, КС разрешается признавать неисполнимыми решения международных судов, в первую очередь ЕСПЧ, в случае их противоречия российской Конституции.
Уполномоченный РФ при ЕСПЧ, заместитель министра юстиции РФ Георгий Матюшкин на заседании в КС заявил, что исполнение решения ЕСПЧ о праве заключенных принимать участие в выборах станет прямым ограничением государственного суверенитета России.
Полномочные представители государственных органов на заседании в КС РФ поддержали Минюст и высказались о невозможности исполнить решение ЕСПЧ.
Альтернативную точку зрения на заседании озвучил лишь представитель Совета по правам человека (СПЧ) при президенте РФ, член президиума совета Илья Шаблинский. Он считает, что необходимо дифференцировать запрет на голосование.
Шаблинский не предлагает менять Конституцию, однако считает, что вопрос может быть решен "путем толкования Конституционным судом и раскрытием правового смысла данной нормы Конституции, которое позволит дифференцированно подходить к ограничению избирательных прав граждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы".
Дело Анчугов и Гладков против России
Граждане РФ Сергей Анчугов и Владимир Гладков, отбывая наказания в колониях за тяжкие преступления, на основании части 3 статьи 32 Конституции России были лишены права участвовать в голосовании. Указанная статья Основного закона гласит, что "не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда".
Анчугов и Гладков пытались оспорить это в тяжбах с избирательными комиссиями, а также путем обращения в КС РФ. Не добившись своего, в 2004 и 2005 годах соответственно они обратились в Страсбургский суд. Позднее заявления в ЕСПЧ дополнялись данными о новых выборах, в которых заявители по-прежнему не могли принимать участие.
В июле 2013 года ЕСПЧ единогласно принял постановление, в котором утверждал, что "имело место нарушение требований статьи 3 Протокола N 1 к Конвенции (о защите прав человека)", которая воплощает право гражданина влиять на состав законодательной власти. Он также постановил, что "установление факта нарушения Конвенции само по себе являлось бы в настоящем деле достаточной справедливой компенсацией любого морального вреда, который был причинен заявителям", и отклонил требования заявителей о "справедливой компенсации", хотя те хотели получить €30 тысяч и €20 тысяч соответственно.
Правовая позиция РФ
Летом 2015 года КС РФ рассмотрел обращение депутатов Госдумы от всех фракций с просьбой разъяснить, в какой части решения ЕСПЧ могут быть применимы на территории РФ, если они касаются конституционных норм и решений КС РФ. Запрос касался решений ЕСПЧ по жалобам "Анчугов и Гладков против России" и "ОАО "НК "ЮКОС" против России".
14 июля прошлого года КС вынес постановление, согласно которому ни Конвенция о защите прав человека и основных свобод, ни основанные на ней правовые позиции ЕСПЧ, содержащие оценки национального законодательства, не отменяют для российской правовой системы приоритет Конституции. В случаях, когда постановление Европейского суда основано на толковании положений Конвенции, приводящем к их противоречию Конституции России, такое постановление не может быть исполнено.
Позднее в Минюсте России сообщили, что "дальнейшие действия Минюста России, связанные с вынесенными ЕСПЧ постановлениями по жалобам "Анчугов и Гладков против России" и "ОАО "НК "ЮКОС" против России", будут осуществляться исходя из сформулированной Конституционным Судом РФ и являющейся обязательной для всех субъектов прав на территории РФ правовой позиции о приоритете Конституции РФ по отношению к актам международных судебных органов".
В декабре 2015 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, согласно которому Конституционному суду РФ разрешается признавать неисполнимыми решения международных судов, в первую очередь, ЕСПЧ, в случае их противоречия российской Конституции.