МОСКВА, 30 сентября. /ТАСС/. Ровно год назад Россия начала военную операцию в Сирии, оказавшись единственной страной, к которой с официальной просьбой о помощи обратился сирийский президент Башар Асад. Главным итогом минувшего года стала стабилизация военной и политической ситуации в Сирии, а также укрепление позиций законных властей страны, считают опрошенные ТАСС эксперты.
Основные вехи операции
Совет Федерации дал президенту РФ Владимиру Путину согласие на использование Вооруженных сил в Сирии 30 сентября 2015 года, и в тот же день российская авиация нанесла первые удары по боевикам. Российские самолеты и вертолеты разместились на авиабазе Хмеймим в провинции Латакия. Вскоре против боевиков применили стратегические бомбардировщики и крылатые ракеты морского базирования, а позднее в Сирию перебросили новейшую зенитную ракетную систему С-400 "Триумф".
Активная фаза операции продолжалась до 15 марта 2016 года. Основная часть российских сил покинула Сирию после того, как на территории страны был установлен режим прекращения огня (с 27 февраля). Россия оставила в Сирии войска, чтобы следить за соблюдением перемирия и продолжать борьбу с группировками "Исламское государство" и "Джебхат ан-Нусра" (обе запрещены в РФ), на которые перемирие не распространялось. В частности, при поддержке российских Воздушно-космических сил (ВКС) и Сил специальных операций правительственным силам удалось освободить от боевиков Пальмиру (27 марта).
В начале мая президент России Владимир Путин сообщил, что с момента начала операции в Сирии российская авиация совершила более 10 тысяч боевых вылетов, уничтожив более 30 тысяч целей. Более актуальные данные военные пока не приводят, однако интенсивность применения Воздушно-космических сил РФ в Сирии сейчас гораздо ниже, чем в активную фазу операции, когда российские летчики совершали десятки вылетов в сутки.
РФ также оказывает сирийцам гуманитарную помощь: по данным на середину сентября, российские военные провели почти 300 гуманитарных акций, доставив помощь примерно в 200 населенных пунктов. Российский Центр по примирению враждующих сторон, размещенный на авиабазе Хмеймим, добился того, что к перемирию с конца февраля присоединились порядка 700 населенных пунктов и около 70 вооруженных группировок.
Сохранение государства
Основной итог российской операции - сохранение сирийской государственности, считает ведущий эксперт Центра анализа стратегий и технологий, редактор недавно вышедшей книги "Сирийский рубеж" Максим Шеповаленко.
"Россия переломила тенденцию к хаотизации в Сирии. Самым главным элементом государства является военная машина, на Ближнем Востоке это видно особенно четко. Там армия всегда занимала особое положение как важнейший институт государственности. Россия сохранила сирийскую армию", - сказал Шеповаленко.
Как отметил главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко, Россия предотвратила захват власти в Сирии исламистами, что обернулось бы "потерей контроля над ситуацией в регионе". "Сегодня Сирия - это централизованное государство, а не вариант нынешних Ливии или Сомали, где государства как такового уже нет", - считает эксперт.
Он напомнил, что правительственные силы контролируют значительную часть территории Сирии, где сосредоточены 70 процентов населения страны. "Это лучший показатель того, что люди воспринимают Дамаск как гаранта своей безопасности", - полагает Коротченко.
"Главный итог - это то, что правительство Башара Асада остается у власти и поддерживает порядок и мирное существование на значительной части территории страны. В основном это касается, конечно, западных районов Сирии и особенно побережья, в частности провинции Латакия", - сказал в беседе с ТАСС член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Виктор Мураховский.
Когда российская авиация была переброшена на базу Хмеймим, западные эксперты предсказывали, что Асад будет свернут в течение одного-трех месяцев, напомнил собеседник агентства. "Все были уверены в его скорейшем падении. И конечно, сейчас ситуация в этом смысле развернулась коренным образом", - сказал эксперт.
Сирийские успехи
За прошедший год дух сирийской армии окреп, а материальная база укрепилась, считает Коротченко. "И самое главное, сирийская армия верит в то, что можно одержать победу над террористами. Сегодня при поддержке ВКС России, которые осуществляют воздушные удары по объектам ИГИЛ (прежнее название "Исламского государства" - прим. ТАСС) и "Джебхат ан-Нусры", сирийская армия воюет достаточно успешно", - отметил эксперт.
Мураховский отметил, что на некоторых направлениях сирийским силам удалось добиться успехов, хотя "не так быстро, не в таком темпе, как мы предполагали". В частности, он напомнил о практически полном освобождении провинции Латакия, успехах в направлении Пальмиры и операцию в провинции Алеппо. "Разрыв блокады Алеппо и соединение с районами, которые контролируют курды на севере провинции Алеппо - это успех. А в последние дни окружили и блокировали боевиков в самом городе Алеппо. Последняя операция достаточно тяжело протекала. Известно, что фронт окружения был на некоторое время прорван боевиками, но его удалось восстановить", - сказал специалист.
Кроме того, указал Мураховский, удалось отодвинуть боевиков достаточно далеко от центра Дамаска и прекратить обстрелы жилых кварталов сирийской столицы.
"Что послужило основой для таких позитивных результатов, понятно - боевая работа наших ВКС", - добавил специалист.
Контакты с коалицией
Взаимодействие между Россией и коалицией во главе с США нет, признают эксперты. Коротченко считает, что американцы вообще не заинтересованы в стабилизации положения в Сирии. "Это абсолютно очевидно. В лучшем случае, они для нас попутчики, но не партнеры, там, где наши интересы могут совпадать тактически", - заявил он ТАСС.
Мураховский отметил, что удары коалиции по боевикам "Исламского государства" "действительно помогают снижать их военный и ресурсный потенциал". "Но, к сожалению, у них (представителей коалиции - прим. ТАСС) есть ориентация на удары по некоторым знаковым фигурам со стороны противника. Они сосредоточивают усилия на ликвидации конкретных главарей, значимых лиц. С точки зрения пиара это выглядит знаково, но с практической точки зрения не оказывает существенного влияния на изменение военной обстановки в позитивную сторону. Я уж не говорю о якобы ошибочных ударах по позициям правительственных войск, по объектам мирной инфраструктуры", - полагает Мураховский.
Главным препятствием к взаимодействию, уверен он, является политическая позиция американского руководства, поскольку у военных преград для более эффективной совместной работы нет.
Дальнейшие перспективы
В ближайшее время сирийским войскам предстоит ключевое сражение за Алеппо, считает Мураховский. "Если правительственным силам удастся взять его полностью под контроль, это будет оперативно-стратегическим успехом, который очень сильно повлияет на обстановку на севере Сирии и в целом на остальной территории, так как город - крупный логистический и промышленный узел", - сказал эксперт.
Дальнейшая ситуация, по его мнению, будет серьезно зависеть от позиции США. "Понятно, что долина Евфрата, которая контролируется боевиками ИГ, на севере - известный город Ракка, на юге - Дейр-эз-Зор, - это район с достаточно большой плотностью населения, большими ресурсами, хорошей инфраструктурой. Овладевать им будет в одиночку со стороны правительственных сил чрезвычайно тяжело. Если бы все-таки удалось создать действительно реальную коалицию по борьбе с ИГ, это было бы сделать значительно проще", - объяснил Мураховский.
При этом сроки окончания боевых действий предсказать невозможно, признал он.
Шеповаленко отметил, что помощь России переломила ситуацию в Сирии, так что "уже ни одна оппозиция не сможет изменить ход гражданской войны, то есть безусловной победы у них не получится". Коротченко же уверен, что определить будущее Сирии должен политический диалог между умеренной оппозицией и правительством Асада. "Россия делает все, чтобы такой диалог мог стать реальностью", - заключил он.