7 ноября 2016, 23:10,
обновлено 8 ноября 2016, 00:04

Россия и США выступили против ущемления права вето в СБ ООН

AP Photo/ Mary Altaffer

Москва и Вашингтон разошлись в мнениях с Лондоном и Парижем, представители которых на заседании Генеральной Ассамблеи высказались за ограничение права вето

ООН, 8 ноября. /Корр. ТАСС Олег Зеленин/. Россия и США в понедельник выступили против внесения каких-либо изменений в процедуру применения права вето, которое позволяет постоянным членам Совета Безопасности ООН блокировать принятие решений. В этом вопросе Москва и Вашингтон разошлись в мнениях с Лондоном и Парижем, представители которых на заседании Генеральной Ассамблеи высказались за ограничение права вето.

"Для нас неприемлемы любые идеи, ведущие к ущемлению прерогатив нынешних постоянных членов Совета Безопасности, включая право вето. Следует помнить: данный институт является важным фактором, стимулирующим членов Совета к поиску сбалансированных решений. Покушаться на право вето было бы неверно с исторической и с политической точек зрения. Таким образом, прерогативы нынешних постоянных членов Совета Безопасности ревизии не подлежат", - заявил заместитель постоянного представителя РФ при ООН Владимир Сафронков на встрече, посвященной реформе Совбеза.

В свою очередь, зампостпреда США подчеркнула, что в Вашингтоне продолжают выступать "против любого изменения (права) вето", а китайский дипломат Лю Цзеи призвал не навязывать "незрелые предложения" о реформе СБ ООН.

Британский постпред Мэттью Райкрофт отметил, что его страна не накладывала вето "ни на одну резолюцию уже более 25 лет". "Мы пойдем на такой шаг только в самой чрезвычайной ситуации", - заверил он. Как напомнил дипломат, Лондон входит в число участников так называемой группы за подотчетность, последовательность и открытость ООН (Accountability, Coherence and Transparency Group, ACT), которая продвигает ограничение права вето в случаях, когда рассматриваются меры в ответ на преступления против человечности и другие грубые нарушения прав человека.

По словам Райкрофта, в качестве участника этой группы Великобритания обязалась "никогда не голосовать против достойного проекта резолюции по предотвращению или прекращению массовых зверств". К сожалению, мы видели, как другие пользовались своим правом вето в узких интересах, что значительно подорвало репутацию Совета и его ответственность за тех, кто так отчаянно нуждается в нашей помощи", - утверждал дипломат.

Предложение Франции

С предложением ограничить применение права вето в ситуациях, когда требуются срочные меры для пресечения массовых преступлений, выступил в 2013 году президент Франции Франсуа Олланд. Как пояснил в понедельник зампостпреда страны Алексис Ламек, инициатива не предполагает внесения формальных изменений в Устав ООН.

Вместо этого предлагается задействовать специальную процедуру: по запросу по меньшей мере 50 стран генеральному секретарю предстоит провести оценку рассматриваемой ситуации. В случае, если совершенные деяния будут квалифицированы как серьезные правонарушения, например, геноцид или военные преступления, будет задействовано "джентльменское соглашение", которое подразумевает добровольный отказ от применения права вето. При этом инициатива предполагает, что этот механизм не будет функционировать в случаях, когда затрагиваются национальные интересы хотя бы одного их постоянных членов СБ. По словам Алексиса Ламека, эту инициативу поддерживают уже более 100 стран.

Все за расширение СБ

При этом все пять постоянных членов высказались за расширение СБ ООН, в состав которого сейчас входят 15 государств. Как заявил Владимир Сафронков, Россия считает необходимым предоставить дополнительные места развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки. При этом он подчеркнул, что "оптимальный численный состав" Совбеза "не должен превышать чуть более 20 членов".

По словам дипломата, "итоговая формула", которая будет выработана в ходе межправительственных переговоров по реформе Совбеза, "должна пользоваться максимально широкой поддержкой членов организации". Зампостпреда РФ отметил, что если не удастся добиться консенсуса, то решение должны поддержать "значительно больше", чем две трети 193 государств-членов ООН. Сафронков также сообщил, что в Москве "готовы рассмотреть любой разумный вариант расширения Совета Безопасности, включая так называемое промежуточное решение, то есть, по сути, компромисс, если он будет опираться на самое широкое согласие в ООН".

Постпред Великобритании напомнил, что в последний раз Совбез расширялся в 1965 году - с 11 до 15 членов. "В последующие годы ООН росла, а мир менялся. Но Совет Безопасности не поспевал за этим", - сказал дипломат. Он высказался за "скромное расширение в постоянных и непостоянных категориях, которое будет сочетать баланс представительства и эффективности", а также заявил о поддержке Лондоном идеи приглашения в Совбез Бразилии, Германии, Индии и Японии. За "скромное расширение" СБ ООН выступила и зампостпреда США, добавив, что любое такое решение "должно пользоваться максимально широким консенсусом".

Новый раунд переговоров

Заседание Генассамблеи в понедельник положило начало новому раунду межправительственных переговоров о реформе Совета Безопасности. Открывая встречу, председатель 71-й сессии ГА Питер Томсон заявил, что этот вопрос будет одним из приоритетных в повестке дня на предстоящий год. Он также объявил о назначении постпредов Румынии Иона Жинги и Туниса Халеда Хиари координаторами переговорного процесса.

Как заявил постпред Китая Лю Цзеи, этот формат предлагает "важную платформу для интенсивным обменом мнениями, углубленного понимания вопросов и преодоления разногласий между странами - членами".

Межправительственные переговоры о реформе Совбеза ведутся уже несколько лет, но странам пока не удалось прийти к единому решению. По итогам последнего раунда координатор дискуссий Сильви Лукас подготовила документ, в котором обозначила точки соприкосновения между странами по некоторым ключевым вопросам реформы, в том числе по оптимальному составу СБ ООН. По ее словам, государства считают необходимым расширить Совбез до 21-27 членов. Кроме того, страны убеждены в необходимости придания большей открытости и эффективности работы Совета, а также полагают, что он должен лучше взаимодействовать с ГА.