4 июня 2018, 12:45,
обновлено 15 мая 2018, 13:14

Что нужно знать о законе о контрсанкциях

Здание Госдумы РФ. Марат Абулхатин/ фотослужба Госдумы РФ/ ТАСС
Здание Госдумы РФ

Цель документа — защита России от недружественных действий США и иных иностранных государств

Президент России Владимир Путин подписал закон о контрсанкциях против США и иных недружественных государств 4 июня. Документ был инициирован группой депутатов Госдумы во главе со спикером нижней палаты парламента Вячеславом Володиным. В чем суть закона и какие изменения он претерпел в ходе рассмотрения в Госдуме — в материале ТАСС.​

Реакция на расширение санкционных списков США

1

Официальное название закона — "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и (или) иных иностранных государств".

"В ходе неоднократных обсуждений недружественных действий по отношению к нашей стране мы говорили о необходимости ответа на хамское поведение со стороны США и создание препятствий для работы российского бизнеса", — заявил Вячеслав Володин в апреле.

6 апреля США расширили санкционные списки, касающиеся России. Поводом стала, как выразилась американская администрация, "злонамеренная деятельность" Москвы.

Рестрикции были введены в отношении семи предпринимателей, входящих в число крупнейших в России, 17 госслужащих и руководителей госкорпораций, а также против 12 частных компаний и двух госструктур.

Законопроект в первом чтении

2

Изначально проект федерального закона в редакции первого чтения предоставлял правительству РФ полномочия по введению ряда мер экономического и политического характера. В их числе:

ограничения на ввоз товаров, произведенных в США, — лекарств, алкогольной, табачной и сельскохозяйственной продукции (не распространяется на товары, ввезенные гражданами РФ "для личного пользования");

запрет или ограничение на выполнение работ и оказание услуг по государственным заказам, в том числе госкомпаний и госструктур, аудиторским и юридическим компаниям, в капитале которых прямо или косвенно участвуют организации, находящиеся под юрисдикцией США или иных государств (их доля должна составлять более 25%);

запрет на въезд в РФ ряда американских граждан "по списку, определяемому федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений РФ";

запрет или ограничение на привлечение к трудовой деятельности в РФ граждан США и (или) иных иностранных государств, в том числе в качестве высококвалифицированных специалистов;

запрет на допуск технологического оборудования и программного обеспечения из США и других стран по перечню, "определяемому правительством РФ, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и для отдельных видов юрлиц";

прекращение или приостановление международного сотрудничества российских юридических лиц с США или организациями, которые находятся под юрисдикцией США, в атомной отрасли, авиастроении и ракетнодвигательной отрасли;

повышение сборов за аэронавигационное обслуживание воздушных судов США (или) иных иностранных государств.

Изменения ко второму чтению

3

Ко второму чтению из текста документа было исключено упоминание конкретных отраслей, товаров и услуг, а перечень возможных мер противодействия сокращен с 16 до 6.

Согласно закону, контрсанкции могут вводиться как в отношении недружественных стран, так и организаций, находящихся под юрисдикцией этих стран, прямо или косвенно подконтрольных таким государствам или аффилированных с ними, должностных лиц и граждан этих стран.

Компаниям США или иных недружественных иностранных государств будет запрещено участвовать в контрактах по госзакупкам и в приватизации госимущества. Такой же запрет будет действовать для компаний, прямо или косвенно подконтрольных таким государствам или аффилированных с ними.

В законе также указано, что меры противодействия не должны распространяться на жизненно необходимые товары, аналоги которых не производятся в России и других странах. Другие меры противодействия могут быть приняты президентом не только по инициативе правительства, но и на основании предложений Совета безопасности РФ.

Отмечается, что в случае устранения обстоятельств, послуживших причиной введения контрсанкций, контрсанкции могут быть отменены.

Полномочия правительства

4

Согласно закону, кабинет министров вправе прекратить или приостановить действие международного сотрудничества с недружественными иностранными государствами, а также с организациями, находящимися под их юрисдикцией либо прямо или косвенно подконтрольными таким государствам или аффилированными с ними.

У правительства остаются полномочия вводить запрет или ограничивать ввоз и вывоз продукции или сырья из США и других недружественных стран. Меры противодействия санкциям не касаются товаров, которые могут быть ввезены гражданами РФ или иностранными гражданами для личного пользования.

От законопроекта до закона

5

Чтобы законопроект стал федеральным законом, он должен пройти чтения в Государственной думе и получить одобрение Совета Федерации. После этого законопроект уходит на подпись президенту РФ. В случае, если глава государства его одобряет, законопроект получает статус закона, который вступает в силу со дня публикации.

Так, внесенный на рассмотрение Госдумы 13 апреля законопроект о контрсанкциях был принят в третьем, окончательном чтении 22 мая.

30 мая его одобрил Совет Федерации, а президент России Владимир Путин поставил свою подпись 4 июня.