Кто такой Андреас Лубиц: что известно о пилоте разбившегося А320

Андреас Лубиц. AP Photo
Андреас Лубиц

Расшифровка "черного ящика" самолета указала на то, что 28-летний гражданин Германии разбил его в Альпах умышленно

Airbus A320 компании Germanwings - "дочки" Lufthansa - разбился 24 марта во французских Альпах. Лайнер летел из Барселоны в Дюссельдорф, на его борту находились 150 человек, все они погибли. По версии следствия, виновником трагедии стал второй пилот А320 Андреас Лубиц, который заперся в кабине и начал снижение самолета, после чего лайнер врезался в гору. Кто такой Андреас Лубиц и что могло стать причиной его действий - в специальном материале ТАСС.

Имя предполагаемого виновника катастрофы в Альпах Андреаса Лубица стало известно 26 марта. Тогда сообщалось, что это 28-летний гражданин Германии. Знакомые характеризовали его как "спокойного, уравновешенного и обходительного человека". Он с детства занимался в авиаклубе, был увлеченным планеристом. Один из жителей города Монтабаур, где проживал Лубиц, рассказал, что до получения лицензии пилота он на протяжении года работал бортпроводником в Germanwings. Кроме Монтабаура, где он жил вместе с родителями и братом, у Лубица была квартира в Дюссельдорфе. 

По сведениям французской газеты Le Parisien, 28-летний Лубиц очень любил французские Альпы. Как рассказал французской газете ветеран летного клуба в Монтабауре Эрнст Мюллер, молодой летчик как минимум один или два раза выезжал вместе с их школой на стажировку в населенный пункт Систерон, расположенный в департаменте Альпы Верхнего Прованса всего в нескольких десятках километров от места крушения самолета.

Еще один участник авиаторского сообщества Дитер Вагнер подтверждает, что Лубиц по меньшей мере однажды ездил в Альпы Верхнего Прованса. "Он участвовал в одной из стажировок вместе с моей племянницей, с которой они были хорошими друзьями, - свидетельствует любитель малой авиации. - Он очень увлекался Альпами, можно сказать, был ими одержим. Я уверен, что он знал район катастрофы, потому что летал там на планере".

По данным немецкой прессы, незадолго до катастрофы Лубиц столкнулся с проблемами в личной жизни. Он якобы переживал кризис в отношениях со своей девушкой, и все происходившее накладывало на него отпечаток. Между тем, британские СМИ сообщили, что подруга Лубица ждет от него ребенка. По материалам издания, Катрин Гольдбах, которая работает учительницей в средней школе недалеко от Дюссельдорфа, недавно заявила ученикам, что готовится стать матерью. Отмечалось, что Гольдбах даже планировала выйти замуж за Лубица, с которым они познакомились еще в юности, когда вместе работали в закусочной Burger King. По словам их друзей, Лубиц все время старался контролировать свою подругу, указывал ей, с кем она должна общаться и какую одежду носить. По данным СМИ, незадолго до катастрофы Лубиц купил для нее два дорогих автомобиля марки Audi.

30 марта Университетская клиника Дюссельдорфа передала медицинскую карту Андреаса Лубица прокуратуре города. СМИ стало известно, что Лубиц проходил лечение в клинике в связи с нарушением зрения.

Между тем, как сообщила немецкая газета Welt am Sonntag, в ходе обысков в квартире Лубица в Дюссельдорфе было обнаружено большое количество препаратов для лечения психических заболеваний. Как отметило издание, следствие пришло к выводу, что пилот страдал тяжелым психосоматическим расстройством.

"Мужчина проходил лечение у нескольких неврологов и психиатров", - писала газета. Сообщалось, что у Лубица был "субъективный синдром перенапряжения", пилот находился в депрессии. "Это следует из личных заметок, которые он хранил", - отметил источник. В то же время, указаний на то, что Лубиц принимал наркотики или был зависим от алкоголя, у следствия нет.

В свою очередь немецкий таблоид Bild со ссылкой на источники в Lufthansa опубликовал информацию о том, что Лубиц полтора года проходил лечение у психиатра. По данным издания, из-за депрессий у него возникали проблемы с учебой в летной школе Lufthansa в Фениксе, его временно причисляли к неспособным к полетам. Косвенным подтверждением психических проблем у Лубица газета называет и тот факт, что в его деле в федеральном управлении гражданской авиации стояла отметка о необходимости его "особого и регулярного медицинского обследования". Такая же отметка была в его лицензии пилота.

Представитель прокуратуры Дюссельдорфа, озвучивая предварительные результаты расследования с немецкой стороны, заявил, что Лубиц проходил лечение из-за суицидальных наклонностей. "Второй пилот за несколько лет до получения лицензии пилота долгое время находился на психотерапевтическом лечении в связи с суицидальными наклонностями", - сообщили в прокуратуре. В то же время признаков того, что Лубиц мог совершить самоубийство, а также тенденций возможного проявления агрессии по отношению к окружающим во время последних визитов к врачам зафиксировано не было.

Сообщалось, что изъятые в ходе обысков компьютер и записи Лубица будут подвергнуты тщательной проверке. В настоящее время идет опрос врачей, его друзей, коллег и знакомых.

СМИ отмечали также, что Лубиц находился на больничном с 19 по 26 марта, однако не известил об этом авиакомпанию Germanwings. 

По данным газеты Bild, предполагаемый виновник падения A320 скрывал проблемы со здоровьем, поскольку боялся потерять свое рабочее место. "Основной мотив в нашем понимании заключается в том, что Лубиц, по всей видимости, боялся потерять разрешение на осуществление полетов из-за проблем медицинского характера", - приводит издание слова одного из следователей. Ранее сообщалось, что второй пилот Airbus начал работать в Germanwings в 2013 году и имел 630 летных часов.

Когда я услышала о крушении, у меня из головы не выходили его слова: "Однажды я сделаю что-то, что изменит всю систему, и все узнают о моем имени и сохранят его в памяти"
Мариа В.
бывшая подруга Андреаса Лубица

По словам бывшей подруги Лубица, стюардессы Марии В., Лубиц жаловался на условия работы, отсутствие денег и боязнь лишиться своего места в Germanwings.

По версии таблоида, пилот с начала февраля по 10 марта 2015 года трижды проходил обследование в университетской клинике Дюссельдорфа. Он, якобы, хотел уйти в неоплачиваемый отпуск, но при этом избежать больничного, который мог отрицательно сказаться на его карьере. О том, на что именно жаловался предполагаемый виновник трагедии, не сообщается. В Lufthansa эту информацию комментировать не стали. В то же время стало известно, что Лубиц врал врачам, что временно отстранен от работы по состоянию здоровья.

Как указывали в прокуратуре Дюссельдорфа, в доме Лубица уже после катастрофы был найден порванный больничный лист, действие которого распространялось и на день крушения А320. Таким образом, сам пилот не сообщил работодателю о своих проблемах со здоровьем, а врачи информировать третьи лица об этом не имеют права по закону. На этом фоне в ФРГ уже развернулись дискуссии о необходимости смягчить нормы хранения врачебной тайны. 

Дискуссия о врачебной тайне

Согласно германскому законодательству, врачам запрещено сообщать третьим лицам информацию о состоянии здоровья своих пациентов. Исключения описаны в 138 параграфе УК ФРГ - недонесение о запланированных наказуемых деяниях. "Тот, кто по легкомыслию не сообщает о готовящемся деянии или его совершении, хотя ему достоверно известно о замысле или совершении противоправного деяния, наказывается лишением свободы на срок до одного года или денежным штрафом", - гласит закон.

"Пилоты должны наблюдаться у врачей, услуги которых предоставляются работодателем. Этим врачам следует разрешить раскрывать врачебную тайну работодателю и Федеральному управлению гражданской авиации (LBA)", - заявил в интервью, опубликованном в немецкой газете Rheinische Post, эксперт по вопросам транспорта от Христианско-демократического союза (ХДС) Дирк Фишер.

В свою очередь, другой депутат бундестага от ХДС Томас Ярцомбек предложил учредить специальную комиссию. В рамках этой комиссии эксперты могли бы анализировать диагнозы тех пациентов, профессия которых предусматривает высокий уровень ответственности. Речь в этом случае идет, в частности, о пилотах. Аналогичной точки зрения придерживается представитель Социал-демократической партии Германии Карл Лаутербах. По его словам, врачи обязаны сообщать работодателю о заболеваниях своего пациента, которые могут помешать ему осуществлять профессиональную деятельность. "В особенности это касается заболеваний, связанных с психикой, и возможных угроз совершения самоубийства", - заявил он.

Не согласен с социал-демократом президент Федерального объединения авиационных врачей (BFV) Ханс-Вернер Тайхмюллер. "Мы не имеем права ничего говорить работодателю, - заявил он в эфире немецкого телеканала ZDF. - У нас нет соответствующих полномочий".

"Как можно избежать ситуации, когда психически больной пилот обрекает на смерть многочисленных пассажиров?" - задается вопросом газета Neue Osnabruecker Zeitung, касаясь заявлений прокуратуры Дюссельдорфа, согласно которым второй пилот Андреас Лубиц проходил обследование у психотерапевта из-за суицидальных наклонностей.

"Понятно, что после катастрофы все ищут ответ на этот вопрос, - пишет издание. - Однако ослабление правил неразглашения врачебной тайны для определенных специальностей, что сейчас активно обсуждается политиками, нецелесообразно и является разве что показной активностью. Многим психически больным пациентам и так достаточно сложно открыто говорить с терапевтами. Кому они тогда смогут доверять, если их всегда будет преследовать страх, что информация сможет попасть в руки работодателей? В отдельных случаях это может привести вообще к отказу от лечения".

"Дискуссия о границах врачебной тайны началась, - констатирует Der Tagesspiegel. - Возможна ли ситуация, при которой человек может скрыть от работодателя болезнь, имеющую важное значение для его занятости? Врачебная тайна - большое благо. Но все же: если врач понимает, что его пациент представляет угрозу для других людей, он должен получить возможность действовать. В крайних случаях это и сейчас разрешено. Возможно, понятие "крайний случай" нужно переосмыслить".