Росавиация ответила на письмо родственников погибших пассажиров малайзийского Boeing

AP Photo/ Peter Dejong

РФ готова вновь предоставить первичные данные радаров по катастрофе, говорится в документе, который оказался в распоряжении ТАСС

МОСКВА, 9 февраля. /ТАСС/. Россия готова вновь предоставить имеющиеся первичные радиолокационные данные для расследования катастрофы малайзийского Boeing над Украиной. Об этом говорится в ответе замглавы Росавиации Олега Сторчевого на письмо родственников жертв авиакатастрофы, которые ранее обратились к президенту РФ Владимиру Путину.

"Российская сторона еще в августе 2014 года, то есть сразу после трагедии, передала в Совет по безопасности Нидерландов (СБН) все имеющиеся данные первичной радиолокации, зафиксировавшие полет рейса MH17... Россия до сих пор хранит эти данные и готова повторно предоставить их соответствующим уполномоченным организациям", - сообщается в документе, который оказался в распоряжении ТАСС.

Сторчевой напомнил, что эта информация с радаров была передана в формате видеозаписи с экрана воздушной обстановки российского диспетчера. "Первичные радиолокационные данные у российской стороны хранятся исключительно в формате видеозаписи, что не противоречит стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО). При этом в окончательном отчете СБН не отмечено, что это каким-либо образом повлияло на выводы об обстоятельствах и причинах катастрофы рейса MH17", - подчеркнул замглавы Росавиации.

В письме он также указал на то, что Boeing погиб за пределами воздушного пространства РФ и не был на управлении российских диспетчеров. Интерес к российским данным возник, поскольку радары в районе Ростова-на-Дону зафиксировали полет авиалайнера, а также потому что "режим первичной радиолокации на украинских средствах управления воздушным движением по непонятным причинам не работал", напомнил Сторчевой.

В отчете СБН "нет ответа на главный вопрос"

Окончательный отчет СБН не дает ответ на главный вопрос - о степени вины Украины, не закрывшей свое воздушное пространство во время конфликта, - говорится также в ответе замглавы Росавиации.

"К вопросу о качестве технического расследования. Хотелось бы обратить внимание на то, что в окончательном отчете совершенно необъяснимо нет ответа на главный вопрос: в какой мере Украина виновата за незакрытие своего воздушного пространства, вина Киева в документе крайне размыта", - говорится в письме Сторчевого.

РФ опасается, что уголовное расследование не установит истину

Российская сторона опасается, что уголовное расследование крушения Boeing не приведет к установлению истинных причин трагедии - так же, как это произошло с техническим расследованием. Как отмечает Сторчевой, Россия не раз указывала на чрезвычайную закрытость и предвзятость голландского технического расследования, которое вел СБН.

К сожалению, совершенно идентичная ситуация сейчас складывается и с деятельностью Совместной следственной группы, отвечающей за уголовное расследование. Та же неоправданная затянутость процесса, а также весьма избирательный подход голландской стороны к выбору партнеров по уголовному расследованию вызывает множество самых неприятных вопросов и заставляет опасаться, что уголовное расследование повторит судьбу технического и, как по заказу, не приведет к установлению истины
Олег Сторчевой
замглавы Росавиации

По его словам, СБН обязан объяснить, почему техническое расследование длилось так неоправданно долго, а их результатом стали "весьма абстрактные и размытые формулировки". Кроме того, заявляет Сторчевой, голландские власти "допустили искажение фактов и утаивание информации", а также не приняли во внимание важные данные, предоставленные российской стороной.

"Необходимо получить от СБН ответы на вопросы о недостоверности приведенных в итоговом отчете данных о поражающих элементах, а также месте их обнаружения; о некачественном исследовании пробоин на корпусе самолета; о недобросовестной работе с обломками лайнера; о неправильном определении возможного района пуска ракеты и других несостыковках, которыми пестрит итоговый отчет", - отметил замглавы Росавиации.

Он также подчеркнул, что российская сторона, в отличие от СБН и ССГ, "никогда не затягивала расследования, за которые отвечала или в которых полноценно участвовала, и выполняла все работы открыто, постоянно донося до общественности результат экспертиз и всех предпринимаемых шагов".

"Именно так было с расследованием авиакатастрофы российского А321 над Египтом - когда, несмотря на многочисленные провокационные заявления о причинах крушения, Россия не поддерживала ни одну из версий, пока не было получено доказательств о наличии на обломках лайнера следов взрывчатых веществ иностранного производства и не была подтверждена версия, что это был теракт, о чем незамедлительно была проинформирована международная общественность и партнеры по расследованию", - отметил Сторчевой.

Также, по словам замглавы Росавиации, Москва действовала и при расследовании обстоятельств гибели российского военного самолета Су-24 над Сирией, который был сбит в ноябре 2015 года.

"Россия организовала беспрецедентно открытую работу по выяснению причин случившегося, пригласила на вскрытие бортовых самописцев штурмовика многочисленных международных экспертов и представителей СМИ. При этом многие иностранные специалисты, в частности из Великобритании, высоко оценили как качество проведенной работы, так и открытость процесса", - подчеркнул Сторчевой.

"Все это доказывает, что Россия всегда придерживается принципа последовательности выводов и не выдвигает каких-либо обвинений до завершения расследовательских процедур и получения финального, точного результата", - сказал он.

Катастрофа рейса MH17 и ее расследование

Boeing 777 "Малайзийских авиалиний", следовавший из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел катастрофу 17 июля 2014 года в небе­ над Украиной. В результате трагедии погибли 298 человек.

Занимавшийся расследованием причин трагедии Совет по безопасности Нидерландов в своем итоговом докладе, опубликованном 13 октября прошлого года, пришел к выводу, что лайнер был сбит ракетой зенитного комплекса "Бук" из точки, находящейся в пределах района площадью 320 квадратных километров на востоке Украины. 

В Росавиации раскритиковали работу международной комиссии, заявив, что ее члены пытались "оправдать выводы, сделанные еще до начала расследования". В Москве поддержали вывод СБН об обязанности украинских властей закрыть воздушное пространство над зоной конфликта, однако Сторчевой называл его "неполным" и не отражающим "объективной картины игнорирования Украиной степени рисков для гражданской авиации". По словам замглавы Росавиации, Киев должен был закрыть небо над юго-востоком страны еще в апреле 2014 года.

Специалисты российского концерна "Алмаз-Антей", самостоятельно изучившие обстоятельства трагедии, получили другие данные. Эксперты заявили, что Boeing сбили из района населенного пункта Зарощенское, который в день катастрофы контролировали украинские военные, ракетой старой модификации, снятой с вооружения российской армии в 2011 году.