МОСКВА, 31 марта. /ТАСС/. Более 3 тыс. россиян разыскиваются в настоящее время по каналам Интерпола по поручениям Генпрокуратуры РФ, сообщил начальник Главного управления международно-правового сотрудничества Генпрокуратуры Саак Карапетян газете "Известия".
Поиск преступников за рубежом
"В настоящее время только по каналам Интерпола по нашим поручениям разыскивается более 3 тыс. обвиняемых или осужденных в России, - рассказал он. - Например, во Франции приняты окончательные судебные решения об удовлетворении запросов Генпрокуратуры о выдаче обвиняемых в многомиллиардных хищениях бывшего владельца и председателя Совета директоров АО "БТА Банк" Мухтара Аблязова и бывшего министра финансов Московской области (Алексея) Кузнецова. Оба находятся под стражей во Франции уже два с половиной года.
Мы ожидаем, что в этом году органы власти Франции примут окончательные решения об их передаче в Россию".
Карапетян отметил, что в ближайшее время ведомство ожидает передачи правоохранительным органам РФ и других российских граждан, среди которых экс-глава Росграницы Дмитрий Безделов и руководитель банды, входившей в преступное сообщество, Аслан Гагиев.
Карапетян также сообщил, что ведомство предоставило в Интерпол дополнительные материалы, чтобы добиться объявления Михаила Ходорковского в розыск по каналам организации. "Мы будем последовательно добиваться того, чтобы все лица, обвиняемые и заочно осужденные в России по так называемому делу ЮКОСа, были возвращены в Россию для осуществления правосудия", - подчеркнул он.
Жалоба ФБК
Комментируя жалобу Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального на генпрокурора России Юрия Чайку, которая была подана в исполком Международной ассоциации прокуроров (МАП), Карапетян отметил, что "нет причин сомневаться в честности генпрокурора России", подтвердив, что жалоба действительно была отклонена ассоциацией после ее рассмотрения.
"В наш адрес действительно пришло уведомление от Международной ассоциации прокуроров, в котором сообщается, что жалоба в отношении генерального прокурора Юрия Чайки была рассмотрена Исполнительным комитетом Ассоциации на заседании, прошедшем в Хельсинки 15 марта 2016 года.
Комитет единогласно пришел к выводу, что нет никаких оснований для осуществления каких-либо дальнейших действий в отношении данной жалобы", - сообщил он.
Работа с зарубежными коллегами
Карапетян также отметил эффективность сотрудничества Генпрокуратуры РФ с французскими, итальянскими и швейцарскими коллегами в сфере возврата из-за рубежа доходов или недвижимости, полученных в результате совершения преступлений, сообщив изданию, что иностранные коллеги по запросам ведомства за два последних года арестовали за границей свыше $350 млн и шесть крупных объектов недвижимого имущества, стоимость которых - сотни миллионов евро. При этом Карапетян отметил, что процесс возврата из-за рубежа похищенных средств остается довольно длительным и требует постоянной координации действий с зарубежными партнерами. При этом Карапетян заметил, что при взаимодействии с коллегами из США и Великобритании в этой сфере возникают сложности.
"Например, в США разрабатывают и реализуют целые программы борьбы с коррупцией и клептократией в иностранных государствах, но они почему-то не желают помогать нам в уголовном преследовании бывшего министра финансов Московской области Алексея Кузнецова, а также (Сергея) Данилочкина, обвиняемого в хищении из бюджета свыше 5 млрд руб. Аналогичная ситуация складывается в отношениях с Великобританией, которая отказывается передавать информацию о том, где живет тот или иной жулик и где он спрятал свои деньги. При этом иногда в качестве причины отказа ссылаются на "угрозу суверенитету и безопасности" своего государства, - сообщил Карапетян изданию.
Суд по делу Литвиненко
Комментируя расследование смерти бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко, завершившееся два месяца назад в Великобритании, Карапетян отметил, что организованный британской стороной процесс преследовал одну цель - "очернить Россию и ее руководство".
"Думаю, задача британских правоохранительных органов в данном случае была не установить истину, а организовать и провести не уголовный, а политический процесс. Сейчас, по истечении десяти лет, в ходе которых умышленно менялись форматы расследований, можно с уверенностью предположить, что каких-либо реальных доказательств вины наших граждан у британской стороны не имелось и не имеется до сих пор", - отметил он.