КИЕВ, 31 мая. /ТАСС/. Шевченковский районный суд Киева арестовал на два месяца предполагаемого организатора покушения на российского журналиста Аркадия Бабченко. Им оказался Борис Герман, директор единственного на Украине негосударственного оружейного предприятия, которое ранее активно сотрудничало с властями, в том числе осуществляло поставки в Донбасс. Однако на суде подозреваемый назвался двойным агентом, отметив, что сотрудничает с контрразведкой Службы безопасности Украины. Тем не менее, ему инкриминируется статья "Терроризм", в связи с чем суд удовлетворил ходатайство СБУ и отправил его под стражу без возможности внесения залога.
Информация о подозреваемом
Глава СБУ Василий Грицак в среду на пресс-конференции заявлял о задержании "организатора преступления", но отказался назвать его фамилию "в интересах следствия". Однако уже в четверг пресс-служба Шевченковского районного суда Киева сообщила о том, что в организации преступления подозревается некто Герман Б.Л.
Адвокат Евгений Солодко сообщил подробности. "Борис Герман, исполнительный директор украинско-немецкого совместного предприятия "Шмайсер", единственного негосударственного предприятия по производству оружия в нашей стране", - написал он на своей странице в Facebook. По словам адвоката, это СП имеет давние отношения с министерством обороны Украины, сам Борис Герман известен "волонтерской деятельностью" для нужд силовой операции в Донбассе. "Именно его оптика стоит на винтовках наших снайперов, именно он модернизирует и создает мощнейшие снайперские комплексы на базе существующего армейского вооружения", - сообщил Солодко.
Сам Герман заявил на суде, что он сотрудничает с украинской контрразведкой и никакого убийства Бабченко не планировалось. "Мы сейчас просто сталкиваемся с последствиями проведения спецоперации разведки Украины. Я сотрудничаю с этой разведкой по поводу выявления на территории Украины действий РФ по смене власти на Украине. Работаю я по этому поводу уже достаточно давно - где-то полгода", - рассказал Герман.
Он также утверждал, что у него есть связи с неким высокопоставленным человеком в Москве. Более подробно о своей деятельности в качестве "двойного агента" он отказался говорить.
При этом Герман заявил, что знал об инсценировке убийства Бабченко. "Это все было известно. Но для того, чтобы взять информацию от российского источника, нам нужно было показать какую-то имитацию работы, чтобы иметь доверие", - сообщил он на суде.
Ранее адвокат уже назвал произошедшее "неэстетичной провокацией" и заявил о давлении следствия на его подзащитного. "Сейчас адвокаты нашей фирмы работают с "организатором убийства" Аркадия Бабченко. Первое впечатление - провокация, организованная весьма неэстетично. Попытка закошмарить подзащитного сразу не удалась, а дальше будем разбираться", - написал он на странице в Facebook.
Отсутствие аргументов
Ознакомившись с материалами дела адвокат заявил о полном отсутствии аргументов, подтверждающих необходимость содержания подозреваемого под стражей. "Во-первых, заказчики убийства Бабченко, судя по документам, так и остались неустановленными. Их даже не искали", - отметил Солодко.
Во-вторых, по словам защитника, "из разговоров Бориса с "киллером" следует, что его квартира и завод за последние полгода неоднократно обыскивались той же СБУ, с сотрудниками которой пришлось поделиться - в протоколе упоминаются $70 тыс". "Это много, очень много, - отмечает Солодко. - Третье - в переписке в мессенджерах речь идет о чем угодно, но не об убийстве, а вот предположений "киллера" и допрашивающего его сотрудника сколько угодно".
Адвокат обращает внимание также на то, что в материалах дела отсутствует и тот список из 30 потенциальных жертв, о котором накануне заявил глава СБУ, утверждавший, что вообще-то российские спецслужбы готовились, кроме Бабченко, "устранить" несколько десятков граждан РФ, несогласных с политикой Москвы. "Да, списка потенциальных жертв в материалах тоже нет, - написал Солодко. - Сам "киллер", действуя уже в рамках протокола о контроле за совершением преступления, предлагает "грохнуть" неких Тодора Пановского и Богданова, говоря о том, что последнего ненавидит "...з 14-го року" (с 2014 года - прим ТАСС). Провоцирует? Очень похоже".
Не установлен следствием и мотив преступления. "И последнее - а в чем интерес Бориса? Непонятно, а мотив должен быть установлен... - отмечает адвокат. - Дело странное, но брифинг Генерального прокурора уже состоялся. Значит, будут, выпучив глаза, доказывать даже несуществующее..."
Противоречия в показаниях
На нестыковки в версии СБУ указывают и другие, независимые наблюдатели. Так, украинский адвокат Андрей Смирнов обратил внимание, что "в опубликованном СБУ досье на журналиста Аркадия Бабченко, которое получил "киллер" от уже задержанного "организатора", указаны московские контакты и телефоны, а не нынешние киевские". "Читаю на сайте СБУ новости об "уникальной спецоперации" по Бабченко, - пишет Смирнов в Facebook. - Внизу новости "досье" на Бабченко, которое получил "киллер" от уже задержанного "организатора". Ну вы хоть адрес Бабченко с московского на киевский в досье поменяйте и телефоны мобильные, чтоб украинских операторов были. А в целом, дорогая редакция, все хорошо..."
Уязвимость избранного спецслужбой сценария отметил и экс-заместитель главы СБУ Виктор Ягун (2014 - 2015). "Ошибка была в том, что не была просчитана реакция международного сообщества, - считает он. - Некоторые специалисты говорят, что, возможно, для того чтобы довести операцию до конца, не надо было поднимать такую пиар-компанию. Возможно, не надо было громких заявлений, надо было тише сделать. То есть, есть моменты, которые вводят в ступор наших международных наблюдателей. <...> Все ждут не столько того, что было озвучено вчера на пресс-конференции, сколько того, что мы услышим в суде". Ягун отметил, что аргументы должны быть "настолько железобетонными и убедительными, потому что если этого не будет, это будет просто провал".
Экс-заместитель главы спецслужбы обратил также внимание на подачу информации о проведенной спецоперации. "Очень много экспертов говорят, что некоторые высказывания генпрокурора, возможно, были лишние", - сказал он, не пояснив, какое из высказываний Юрия Луценко имеет в виду.
Между тем на пресс-конференции в среду генеральный прокурор заявил, что "именно российские спецслужбы готовили теракты в отношении спецназовцев, в том числе против Мосийчука", что "следы убийства Вороненкова тоже ведут в Москву". А чуть позже Луценко проговорился, что обвинения в адрес российских спецслужб носят лишь предварительный характер.
"То есть предварительно у нас есть определенные доказательства того, что заказчик, вероятнее всего, находится на территории России", - сказал генпрокурор, при этом трижды, как отметили наблюдатели, использовав обороты, выражающие неполную степень уверенности.
Ответ Бабченко
Сам Аркадий Бабченко в интервью украинским телеканалам полностью снял с себя ответственность и за произошедшее, и за информацию о подготовке на него покушения.
"Я не знаю, для чего была спецоперация, - сказал он. - Не ко мне вопрос, не я ее разрабатывал. Видимо, у них (украинских спецслужб - прим. ТАСС) были свои причины".
Журналист также отметил, что не сразу поверил сообщению силовиков о том, что на него готовится покушение, никаких доказательств ни относительно того, кто именно его готовил, ни о причастности российских спецслужб он также не получил. "Меня не сразу убедили, - сказал он. - Я не владею всей информацией, но, насколько мне сказали, выбран не именно я, а я был избран первым".
Бабченко также не стал исключать, что эта спецоперация могла быть провокацией СБУ. "Можно ли допустить версию, что вот это все провокация СБУ? Ну можно, чего нельзя - любую версию можно допустить", - сказал он, отметив при этом, что склонен верить украинской спецслужбе.
Вечером 29 мая полиция Киева сообщила, что Аркадий Бабченко был застрелен в своем доме. Однако на следующий день СБУ объявила, что на самом деле убийство было инсценировано в связи с необходимостью раскрыть операцию российских спецслужб, якобы готовивших покушение на журналиста.