ТОКИО, 14 августа. /Корр. ТАСС Кирилл Агафонов/. Бельгийский дизайнер Оливье Дэби, заподозривший автора эмблемы Олимпийских игр 2020 года в плагиате, подал иск в суд Бельгии с требованием к Международному олимпийскому комитету (МОК) отказаться от использования этого логотипа. По словам адвоката Дэби, иск был подан еще в четверг, сообщило в пятницу агентство Kyodo.
Скандал вокруг эмблем Олимпиады и Паралимипиады 2020 года разразился после того, как они были официально представлены в Токио 24 июля. Логотипом Олимпиады стало символическое изображение буквы "Т", выполненное из простых фигур золотого, красного, черного и серого цветов на белом фоне. Эмблема Паралимпиады основана на знаке равенства "=". Их автором стал японский дизайнер Кэндзиро Сано. Впоследствии бельгийский дизайнер Оливье Дэби, разработавший в 2013 году логотип для театра в Льеже, высказал мнение, что между его работой и эмблемой Олимпиады-2020 - символическим изображением буквы "Т", выполненным из простых геометрических фигур, - есть некое сходство.
Представители оргкомитета Игр-2020 уверены, что проблем из-за этой ситуации не возникнет, поскольку перед объявлением эмблем были осуществлены все необходимые правовые процедуры. Пожалуй, единственным официальным лицом, признавшим сходство работ бельгийского и японского дизайнеров, является губернатор столичной префектуры Токио Еити Масудзоэ. При этом он убежден, что проблем в связи с этим не возникнет, поскольку оргкомитет Игр прошел все необходимые процедуры. Вместе с тем, в ответ на вопрос журналиста о схожести этих изображений, он не смог сдержать улыбки и сказал: "Если посмотреть, то похоже". Сам Сано на пресс-конференции 5 августа заявил, что никогда в жизни не видел работу Дэби.
Между тем, над японским дизайнером в самом деле сгущаются тучи. Скандал вокруг эмблемы Олимпиады-2020 еще не утих, а Сано уже заподозрили в плагиате по меньшей мере еще в восьми случаях. На этот раз речь идет о рекламной кампании местной корпорации Suntory, производящей, в том числе, алкоголь.
В июле японская компания начала акцию, направленную на привлечение клиентов. Всем, кто купил по меньшей мере 48 банок безалкогольного пива, в подарок давали модную холщевую сумку с дизайнерским принтом. В общей сложности было разработано 30 вариантов таких принтов. Их автором стал как раз Сано.
Впоследствии пользователи интернета заметили, что принты на рекламных сумках подозрительно похожи на другие, ранее опубликованные в сети картинки. Кого-то смутило изображение французского багета, кого-то - деревянная стрелка-указатель с надписью "Beach" (англ. "пляж"), другие обратили внимание на рисованную девушку и ее тень на дне море. В японских блогах появились десятки публикаций, в которых сравниваются "оригинальные" изображения и дизайнерские находки Сано. В большинстве случаев, по мнению блогеров, они похожи как две капли воды. Впрочем, некоторые утверждают, что при желании сходство можно найти между чем угодно.
Как бы то ни было, компания "Сантори" уже отказалась от восьми вариантов подарочных сумок. Соответствующее объявление было опубликовано на официальной странице в интернете, на которой описываются условия участия в рекламной акции. Причем компания пошла на такой шаг после того, как получила просьбу об этом от самого Сано. В его студии заявили, что разбираются с ситуацией, и не исключили, что в ряде работ были использованы схожие идеи и даже источники.