В ночь на 5 февраля 2018 года в Миннеаполисе (штат Миннесота) на арене U.S. Bank Stadium в финальном матче за звание чемпиона Национальной футбольной лиги (NFL), сыграют "Филадельфия Иглс" и "Нью-Ингленд Пэтриотс".
Именно финал NFL долгие годы возглавляет рейтинг спортивных событий по количеству телезрителей (основными конкурентами являются трансляции финалов чемпионатов мира по футболу, Лиги чемпионов и Олимпийских игр). В США день Супербоула — в последнее время это первое воскресенье февраля — считается неофициальным национальным праздником.
ТАСС рассказывает о развлекательной составляющей крупнейшего спортивного события Северной Америки.
Телерейтинги
В США Супербоул является лидером по числу телезрителей (172 млн человек в 2017 году). Причем речь не только о трансляциях спортивных соревнований прошлого года, которые из года в год остаются далеко позади: хоккей (шестая и решающая игра финала Кубка Стэнли — 9,5 млн человек), баскетбол (седьмой матч серии финала НБА — 31,02 млн человек) и бейсбол (седьмая игра Мировой серии MLB — 28,2 млн человек). Главному матчу сезона в американском футболе в разы уступила и трансляция выступления 45-го президента США Дональда Трампа в Конгрессе (45 млн).
Всего четыре канала транслировали Супербоул за всю его историю. В 1967 году первый в истории матч показывался на CBS и NBC, после чего они демонстрировали игры по очереди (CBS — 1968, NBC — 1969 и так далее). Третьим каналом, получившим право на трансляцию в 1985 году, стал ABC (в последний раз Супербоул вышел в эфире канала в 2006 году, в настоящее время он находится вне ротации показа игр). В 1997 году право на показ Супербоула получил Fox.
Рекордсменом по числу показанных матчей является CBS (19 раз), второе место принадлежит NBC (18). Тройку, с учетом трансляции Супербоула-2017, занимает Fox (8 раз). ABC показывал игры 7 раз. В этом году трансляция пройдет на NBC.
Реклама
Реализация прав на телетрансляцию и размещение рекламы в рамках Супербоула — важнейшая статья доходов NFL. В 1967 году, когда состоялся первый в истории матч Национальной футбольной лиги, 30 секунд рекламы стоили $42,5 тыс. За 50 лет эта сумма увеличилась более чем в 117,5 раз.
Благодаря ажиотажу вокруг Супербоула время в перерывах между игровыми четвертями является крупнейшей рекламной площадкой — рекламное время во время перерывов нынешнего матча составит рекордные $7,7 млн за 30 секунд эфира. К слову, в прошлом году показ 30-секундного рекламного ролика оценивался в $5 млн. Зрителям традиционно демонстрируются ролики о продуктах питания, автомобилях, развлечениях, бытовой химии и многом другом.
Кроме того, во время решающей игры года в американском футболе демонстрируются трейлеры и тизеры самых ожидаемых фильмов. В прошлом году фанаты американского футбола смогли увидеть фрагменты блокбастеров "Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают скази" (Pirates of the Caribbean: Dead Men Tell No Tales), "Стражи галактики. Часть 2" (Guardians of the Galaxy Vol. 2), "Логан" (Logan), "Джон Уик 2" (John Wick: Chapter Two) и других картин, рассчитанных на массового зрителя.
Гимн США
Участие в Супербоуле престижно не только для команд. Также большой честью является возможность исполнить гимн США перед началом игры. В разные годы его исполняли Дайана Росс (1982), Нил Даймонд (1987), Уитни Хьюстон (1991), Шер (1999), Backstreet Boys (2001), Мэрайя Кэри (2002), Бейонсе (2004), Кристина Агилера (2011) и Алиша Кис (2013).
Дважды его исполняли Ансамбль Грамблингского университета (1968, 1975), Билли Джоэл (1989, 2007), Аарон Невилл (1990, 2006) и хор Академии ВВС США (1972, 2005).
В 2016 году гимн исполняла певица и актриса Леди Гага, а в 2017-м - кантри-исполнитель Люк Брайан. В этом году в роли исполнительницы гимна выступит певица Пинк.
Шоу в перерыве
Неотъемлемой частью шоу являются музыкальные номера в перерыве между второй и третьей четвертями матча. Впрочем, до начала 1990-х в перерывах Супербоула выступали оркестры, хоры и ансамбли различных вузов. Рейтинги трансляций мероприятия во время перерывов падали. В 1992 году канал Fox во время перерыва матча сделал пародийное шоу, во время которого на экране демонстрировались часы с обратным отсчетом до начала второй половины игры на канале CBS. Этот ход оправдал себя — рейтинг у программы был выше, чем у двух оставшихся четвертей Супербоула.
Уже в 1993 году в перерыве игры выступил Майкл Джексон. Такой ход оправдал себя — телеаудитория матча возросла на 21 млн человек по сравнению с прошлым годом. Выступление короля поп-музыки по праву считается одним из лучших за всю историю NFL, положившим начало новому формату выступлений в перерывах Супербоула. После Джексона в них участвовали Стиви Уандер, Энрике Иглесиас, Aerosmith, 'N Sync, Бритни Спирс, U2, Стинг, Джастин Тимберлейк, Пол Маккартни, The Rolling Stones, Принс, Мадонна, Red Hot Chili Peppers и Кэти Пэрри.
В 2016 году выступили группа Coldplay и Бейонсе, Бруно Марс и Марк Ронсон. Год назад звездой Супербоула стала певица Леди Гага, которая провела целый концерт в перерыве. В этом году перед зрителями будет выступать Джастин Тимберлейк.
Рекорды Супербоула
- Число участий: "Нью-Инглэнд Пэтриотс" (девять: 1986, 1997, 2002, 2004, 2005, 2008, 2012, 2015, 2017 и 2018 годы);
- Число побед: "Питтсбург Стилерз" (шесть: 1974, 1975, 1978, 1979, 2005 и 2008 годы);
- Число поражений: "Денвер Бронкос" (пять: 1978, 1987, 1988, 1990 и 2014 годы);
- Место проведения: арена Mercedes-Benz Superdome (семь: 1978, 1981, 1986, 1990, 1997, 2002 и 2013 годы);
- Звание самого ценного игрока: Том Брэди ("Нью-Инглэнд Пэтриотс", 2002, 2004, 2015 и 2017 годы);
- Тренер команды-победителя: Билл Беличик ("Нью-Инглэнд Пэтриотс"; 2002, 2004, 2005, 2015 и 2017 годы).