18 октября 2016, 07:13

СМИ: РЖД могут ввести скидку на перевозки белорусских нефтепродуктов в порты Северо-Запада

Юрий Смитюк/ ТАСС

РЖД заинтересованы в привлечении грузопотоков на фоне ухода нефтеналивных грузов в трубопроводы

МОСКВА, 18 октября. /ТАСС/. Правление ОАО "РЖД" на этой неделе рассмотрит возможность предоставления 25-процентной скидки на транзитные перевозки бензина, дизтоплива и мазута с НПЗ Белоруссии в российские порты на Северо-Западе, сообщает газета "Коммерсантъ" со ссылкой на источник в монополии.

По словам собеседника "Ъ", скидка сделает тариф железных дорог РФ в этом направлении сопоставимым с тарифами на литовские порты Вентспилс и Клайпеда. До сих пор нефтепродукты из Белоруссии в направлении портов РФ не шли, говорит он, поэтому любой привлеченный объем высокорентабельных перевозок нефтепродуктов обеспечит РЖД дополнительные доходы. Предполагается, что скидка будет действовать до конца 2018 года. Если она будет принята в обычном порядке, то вступит в силу через десять дней после публикации решения. В РЖД от комментариев отказались.

РЖД заинтересованы в привлечении грузопотоков на фоне ухода нефтеналивных грузов в трубопроводы, отмечает "Ъ". По итогам года ожидается снижение погрузки нефти и нефтепродуктов на 6,2%, до 235,7 млн тонн, следует из презентации монополии. Одновременно низкодоходные грузы замещают высокодоходные: перевозки газойля (третий, самый доходный, тарифный класс) сократятся по итогам года на 4 млн тонн, а перевозки бензина стабильного газового (первый тарифный класс) вырастут на 3 млн тонн. В 2017 году РЖД прогнозирует сокращение перевозок нефти и нефтепродуктов на 2,9%, до 228,8 млн тонн. У монополии есть инструмент для управления грузопотоками - "тарифный коридор" (РЖД имеет право увеличивать тариф ФАС на 13,4% или давать скидку до 25% (для всех грузов до 3 тыс. км и для дорогих - второго и третьего класса - на более длинных плечах). Но для транзита этот механизм еще не применялся, говорит источник "Ъ".

"Безусловно поддерживаем привлечение грузопотоков на территорию РФ и, в частности, данную инициативу,- цитирует "Ъ" представителя "Нефтетранссервиса" (НТС). - Но успех проекта будет зависеть не только от ОАО "РЖД", но и от других участников процесса". В "Трансойле" говорят, что работа с портами, особенно Балтийского бассейна,- исторически одна из ключевых компетенций компании, и при переключении белорусских НПЗ на российскую перевалку она "будет изучать возможности по их обслуживанию с точки зрения пропускной способности станций и резервов портовых мощностей".

Как сообщалось ранее, спецпредставитель президента РФ по экологии и транспорту Сергей Иванов в конце сентября провел совещание по перенаправлению перевозок с Прибалтики на порты РФ. До этого глава "Транснефти" Николай Токарев докладывал Владимиру Путину о намерении к 2018 году прекратить экспорт нефтепродуктов через порты Прибалтики, загрузив собственные мощности на Балтике. В прошедшем году через прибалтийские порты переваливалось порядка 9 млн тонн нефтепродуктов, в этом году запланирована перевалка 5 млн тонн. Вчера "Ъ" в компании заявили, что если будет принято решение о скидке РЖД, то российские порты на Балтике "смогут перелить все эти дополнительные объемы". В "Роснефти" и "Газпром нефти" (поставляют на НПЗ Белоруссии давальческую нефть) отказались от комментариев.

По данным эксперта отрасли, при перевозке через РФ тарифное расстояние на 40% длиннее, на РЖД приходится 600 км, а на Латвию - 450 км, чтобы нивелировать расстояния, приходится опускать тариф. Дополнительный доход монополии с учетом скидки может составить не менее 8 млрд руб., оценивает собеседник "Ъ".