26 сентября 2016, 12:33
Наука

Двадцать пять оттенков Грязьбурга: зачем уральские ученые изучают уличную грязь

Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман попросил ученых выяснить, почему улицы столице Урала не такие чистые, как во многих других городах. Исследования продлятся целый год

ЕКАТЕРИНБУРГ, 26 сентября. /ТАСС/. Ученые Уральского отделения РАН приступили к уникальному исследованию. Предметом научного изучения стала обычная уличная грязь. Весной этого года блогеры и современные художники назвали мегаполис Грязьбургом. Узнав об этом, глава Екатеринбурга Евгений Ройзман направил председателю УрО РАН академику Валерию Чарушину письмо с техзаданием — исследовать причины появления грязи на городских улицах.

Двадцать пять образцов современных антропогенных отложений — именно так правильно называется уличная грязь — в течение полугода будут изучать в лабораториях. Корреспондент ТАСС выяснил все "грязные" подробности исследований.

"Запаковываем в пакеты, записываем в журнал"

На полу в лаборатории около тридцати полиэтиленовых пакетов, которые до краев наполнены черно-коричнево-серой субстанцией. Каждый тщательно промаркирован: дата сбора, место и время.

"Сейчас грязевые отложения сушатся естественным образом. Найти грязь было не сложно, но мы отбирали пробы только с определенных площадок — это пять дворов в разных районах Екатеринбурга. С каждой точки мы взяли по пять образцов с функциональных зон микроландшафта: дорожная пыль, осадок из лужи, грунт с газона, санкционированной и незаконной парковки", — говорит кандидат геолого-минералогических наук, научный сотрудник лаборатории физики и экологии Института промышленной экологии УрО РАН Андриан Селезнев. Как только грязь достаточно просохнет, пробы проведут через научные "круги ада".

"Первым делом мы пропускаем грязь через сито диаметром полмиллиметра. Знаете, это точно так же, как моют золото. Только вместо драгоценного металла остается крупная фракция — это твердые камни, обломки стекла, гравия, мусор. Все это запаковываем в отдельные пакеты, записываем в журнал, затем будет проходить гранулометрический анализ", — рассказал ученый.

Потом в дело вступает более мелкое сито.

"Отделяем фрагменты проб, которые мельче 0,25 миллиметра. Их толчем пестиком с резиновым наконечником, чтобы получилась однородная субстанция", — уточнил он.

Взмучивание — процесс трудоемкий

"Мы получаем именно ту пыль, которая в сухую погоду поднимается ветром, проникает в легкие и бронхи жителей города. Затем начинается этап взмучивания, то есть остатки грязи заливаются дистиллированной водой, и замеряется, как оседают крупные и мелкие частицы. Процесс трудоемкий", — добавил Селезнев.

Сейчас в лаборатории оттачивается технология изучения — ученые стараются не потерять ни миллиграмма грязи.

"На последнем этапе с использованием воронки Бюхнера и колбы Бунзена под давлением прокачивается вода и на специальном фильтре остается слепок грязи. Дальше уже с использованием специальных машин будет изучаться минералогический и элементный состав проб, отделится пыль, песок, ил и радиация. Изучение планируется закончить к концу зимы", — уточнил он.

По словам ученых, цель "грязевого" исследования — определить природу городской пыли. "Мы сможем сказать, связана ли грязь с геологией города, с почвами, с торфом газонов, со строительными работами или с деятельностью автотранспорта. Проще говоря, научно закрепить — природная или техногенная причина образования отложений в городе", — резюмировал собеседник агентства.

Основа грязи — шины и асфальт

"Пока подводить итоги исследования рано. Но есть первые результаты изучения нескольких проб. Оказалось, что по химическому составу основа грязи — это частицы автомобильных шин, колодок и раскрошенный в результате соприкосновения с автомобильными шипами асфальт", — рассказал ТАСС заместитель директора Института промышленной экологии УрО РАН Илья Ярмошенко.

В условиях изменения климата и роста антропогенной нагрузки на экологию актуальность исследования для фундаментальной науки очевидна
Илья Ярмошенко
заместитель директора Института промышленной экологии УрО РАН

Изучение грязи имеет ценность для фундаментальной науки, уверены исследователи.

"В условиях изменения климата и роста антропогенной нагрузки на экологию, то есть увеличения плотности легковых автомобилей и населения на квадратные километры города, актуальность исследования для фундаментальной науки очевидна. Это процесс, который необходимо изучать", — уточнил Ярмошенко.

На работу выделен один год — за это время специалисты изучат грязь в разных районах города во все времена года. По словам Ройзмана, после работы ученых в Екатеринбурге можно будет выделить наиболее загрязненные зоны и выработать совместный, научно обоснованный план действий по устранению причин загрязнения и усовершенствованию технологии уборки города.