6 августа 2021, 07:00
Статья

6 августа Железнодорожные войска России отмечают 170-летий юбилей. Сегодня они строят знаменитый БАМ и другие важные транспортные артерии страны, а в период Первой мировой войны этот род войск впервые в истории русской армии применил бронепоезда. В честь профессионального праздника рассказываем о подвигах военных железнодорожников и их стальных крепостях

2-й Сибирский бронепоезд X армии, 1918 год. ТАСС
2-й Сибирский бронепоезд X армии, 1918 год

Железнодорожные войска появились в России в 1851 году, через 14 лет после постройки знаменитой первой железной дороги от Санкт‑Петербурга до Павловска. К началу Первой мировой войны в Российской империи было девять железнодорожных батальонов. К 17-му году в них насчитывалось около 130 тыс. бойцов.

Первый бронепоезд появился у русских военных железнодорожников в августе 1914 года. Он состоял из захваченного австрийского бронированного паровоза и двух вагонов: одного с пушкой, другого с пулеметом фирмы "Шварцлозе".    

Несмотря на примитивность конструкции, новая боевая машина в первый же год службы обеспечила успех нескольких крупных военных операций. Выходя на позиции, трофейный бронепоезд весьма эффективно уничтожал пехоту и артиллерию врага, что не могло оставить равнодушным высокое военное начальство. Так было принято решение о создании отечественных бронированных составов.     

"Хунхуз"

Первый русский бронепоезд поставили на рельсы 1 сентября 1915 года. С легкой руки создателя-инженера генерала Михаила Колобова первый состав получил лихое имя "Хунхуз" — так называли бандитов в Маньчжурии, где Колобов до 1914 года служил в составе 2-й Заамурской железнодорожной бригады.

Работу Михаила Колобова принимала специальная комиссия военных чиновников во главе с Верховным главнокомандующим — императором Николаем Романовым. Новенький, еще пахнувший заводской краской бронепоезд произвел на него и других высоких гостей самое приятное впечатление.   

Основной движущей силой "генеральского бронепоезда", как его стали называть позднее, был покрытый броней российский паровоз серии "О". В отличие от стандартных локомотивов того времени он размещался не в начале, а в середине состава. Спереди и сзади располагались две одинаковые бронеплощадки. На одной из них была установлена башня с 76-мм пушкой, на другой — башни с 12 австрийскими пулеметами. Толщина брони "Хунхуза" составляла от 12 до 16 мм.   

Команда бронепоезда состояла из трех взводов: пулеметного, артиллерийского и технического. Командир обычно наблюдал и руководил экипажем из специальной наблюдательной башенки бронепаровоза. Для связи с командой он мог использовать рупор, как на корабле, или специальный электрический пульт. Информация в отделения состава передавалась путем включения в определенной последовательности разноцветных лампочек.    

Не обошлось при строительстве "Хунхуза" и без революционных на то время ноу-хау. Михаил Колобов впервые внедрил в конструкцию бронепоезда систему охлаждения пулеметов. Вода подавалась в оружейные кожухи по специальному трубопроводу из цистерны, расположенной в тендере паровоза. 

Жизнь первого русского бронепоезда была недолгой — он погиб во время боевой операции в районе железнодорожной станции Рудочка в сентябре 1915 года. По данным историков, бронепоезд подошел к линии австрийских окопов и открыл огонь из всех орудий. "Хунхузу" удалось прорвать первую линию обороны противника, но вскоре был открыт шквальный ответный огонь. Бронепоезд превратился в мишень для австрийских артиллеристов. За час по нему было выпущено более 70 снарядов. После попадания в головную бронеплощадку были убиты командир артиллерийского взвода и четверо солдат. Затем была повреждена кормовая часть и пробит котел паровоза, что окончательно обездвижило бронепоезд. Оставшимся в живых солдатам и офицерам был отдан приказ покинуть состав и пробиваться к своим. 

 "Генерал Анненков"

Во время Первой мировой войны новый вид оружия русской армии модернизировался с невероятной быстротой. Еще не успев как следует повоевать, бронепоезда типа "Хунхуза" начали устаревать. Инженеры предлагали все более усовершенствованные модели, где главные орудия, например, уже могли вращаться на 360 градусов.          

"Генерал Анненков", построенный в мастерских Юго-Западных железных дорог по проекту штабс-капитана Пилсудского, был снабжен более толстой броней — до 20 мм. В качестве основного служило трофейное 78-мм австрийское орудие, которое благодаря системе зубчатых передач мог разворачивать в нужную сторону один человек. Бронепоезд был вооружен внушительным боекомплектом — внутри вагона на специальных стеллажах располагалось около 200 снарядов.  

Еще одним новшеством "Генерала Анненкова" были специальные коридоры между котлом и броней. В случае необходимости команда могла, не выбираясь наружу под огонь противника, свободно передвигаться по всему составу. 

В свой первый бой "Генерал Анненков" вступил летом 1916 года. 19 июля командир бронепоезда получил приказ поддержать наступление 75-го Севастопольского пехотного полка. Подойдя на максимально близкое расстояние к позициям австро-венгерской пехоты, "Генерал Анненков" дал несколько мощнейших залпов. Солдаты противника ринулись прочь из окопов, и тогда в бой вступили пулеметчики бронепоезда. Менее чем за 40 минут бронепоезд израсходовал в той атаке 283 снаряда и 15 тыс. патронов.

После событий 1917 года "Генерал Анненков" перешел в руки красноармейцев и продолжил служить уже на благо революции. Ему сменили имя на бронепоезд РККА "Имени Федора Раскольникова" и отправили воевать в Финляндию, откуда он уже не вернется. 24 апреля белофинны устроили ему хитроумную засаду, сделанную в железнодорожной выемке. Противник повредил железнодорожное полотно и занял позиции на возвышенностях, бить по которым пушки бронепоезда не могли — им не хватало угла подъема.

В итоге бронепоезд, израсходовавший весь боезапас, был захвачен и так и остался на вооружении финской армии. По некоторым данным, броневагоны бывшего "Генерала Анненкова", перевооруженные и модернизированные, служили финнам вплоть до окончания советско-финской войны.

Судьба "Заамурца"

Первые бронепоезда были настоящими крепостями на колесах. Многотонные стальные монстры обладали огромной по тем временам боевой мощью. Тем не менее было у них и множество недостатков. Передвигались они не так быстро (около 50 км/ч), как хотелось военным, а кроме этого, из-за больших размеров и огромных клубов паровозного дыма были слишком заметны для противника.

Так появилась идея моторного броневагона, предложенная одним из руководителей управления военных сообщений Юго-Западного фронта подполковником Бутузовым. Он представил чертежи бронированного вагона  с пушками, которые могли противостоять даже авиации, и, главное, с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). В конструкции новой железнодорожной боевой машины не было площадок, за счет чего она выглядела значительно компактнее обычного бронепоезда. За счет ДВС, по задумке инженера Бутузова, можно было избежать характерных для всех локомотивов того времени шума и дыма. 

В итоге проект пришелся по душе Верховному главнокомандованию, и Бутузов получил официальный заказ на изготовление двух пробных броневагонов. Строительство было поручено железнодорожной бригаде одесских мастерских под руководством генерал-майора Колобова — создателя первого русского бронепоезда "Хунхуз". Реверсная коробка передач для двигателя броневагона была заказана в Петербурге на Путиловском заводе. 

Броневагон, получивший название "Заамурец", принял боевое крещение зимой 1917 года в качестве зенитной самоходной установки в обороне 8-й армии Юго-Западного фронта. Затем был отправлен в Одессу, где застал Октябрьскую революцию.

Экипаж броневагона поддержал восстание одесских большевиков. С ними "Заамурец" громил гайдамаков и юнкеров, выступивших на стороне Киевской центральной рады. 

В конце февраля 1918 года "Заамурец" захватила банда анархистов. Они, словно грабители на автомобиле, разъезжали на броневагоне по Юго-Западной железной дороге, грабя и убивая местное население. Так продолжалось до встречи с отрядом матросов-большевиков под командой Андрея Полупанова. Краснофлотцы отбили броневагон и присоединили его к другому знаменитому бронепоезду времен Гражданской войны под названием "Свобода или смерть".

За свою боевую карьеру "Заамурец", построенный еще в царской России, не раз менял имена и места дислокации. В лихие годы революции и Гражданской  войны он носился по всей стране от Москвы до Дальнего Востока. Окончательно след броневагона потерялся в средине 20-х годов. По одним данным, в Китае, по другим, в Японии.    

"Зеленый призрак"

В начале Великой Отечественной войны советские бронепоезда активно участвовали в сражениях на всех фронтах. В 1941–1942 годах они компенсировали нехватку в Красной армии танков и артиллерии. Новые составы ударными темпами строили на вагоноремонтных заводах и в железнодорожных депо.   

Одним из самых знаменитых бронепоездов времен ВОВ по праву считается "Железняков", участвовавший в обороне Севастополя. Благодаря хорошей маневренности и высокому профессионализму экипажа "Железняков" мог внезапно появляться и исчезать с позиций, за что немцы прозвали этот бронепоезд "зеленым призраком". Сохранять боеспособность ему помогало и множество горных тоннелей, которыми богата крымская железная дорога.  

Вдобавок ко всему боевая машина была вооружена буквально до зубов. На борту было пять 76-мм корабельных пушек, восемь минометов, два зенитных и 14 пулеметов максим. Экипаж "Железнякова" был укомплектован бравыми моряками Черноморского флота. 

Уже через пару дней после постройки в ноябре 1941 года "Железняков" вышел на свое первое боевое задание, уничтожив залповым огнем скопление врага в долине реки Бельбек. За следующие восемь месяцев службы бронепоезд совершил еще 140 боевых выездов, прикрывая пехоту и отбивая фашистские атаки на Севастополь.

Во время боевых операций экипаж "Железнякова" действовал по одной и той же схеме. Чтобы исключить диверсию, перед бронепоездом всегда пускали дрезину. Получив информацию о том, что на пути все чисто, машинист "Железнякова" давал самый полный ход и стремительно выкатывался на позицию. Через мгновение он уже палил по целям из всех орудий, а после этого прятался в выемках или тоннелях. Все происходило настолько быстро, что немцы не успевали организовать прицельный ответный огонь или поднять авиацию.

Во время штурма Севастополя 17 декабря 1941 года "Железняков" поддерживал морских пехотинцев 8-й бригады и части 95-й стрелковой дивизии. Бронепоезд выходил навстречу наступающим немецким частям, ведя огонь не только из пушек и минометов. С площадок бронепоезда бойцы Красной армии били фашистов из винтовок и забрасывали гранатами.

В Крыму пулеметчики "Железнякова" сбивали немецкие самолеты, артиллеристы вступали в бой с танками и уничтожали их. Но вскоре немцы, которых "Железняков" буквально выводил из себя, придумали, как его остановить.  

В 20-х числах июня 1942 года бронепоезд базировался в Троицком тоннеле, периодически выходя на обстрелы немецких частей. И только налет целой эскадрильи бомбардировщиков, которые сбросили на тоннель десятки фугасных авиабомб, смог вывести "Железнякова" из строя. В результате атаки он оказался похороненным под многотонными глыбами. Выжившие моряки забрали с собой уцелевшие орудия и продолжали обстреливать атаковавших Севастополь немцев.

К 1943 году бронепоезда постепенно стали все меньше появляться на передовой. Новые, более совершенные танки и артиллерия войск фашисткой Германии не давали крепостям на колесах даже приблизиться к своим позициям. Тем не менее до самого конца войны бронепоезда успешно прослужили в качестве подвижных артиллеристских батарей и надежного средства прикрытия пехоты.  

Василий Кучушев
ТАСС благодарит за помощь в подготовке материала Максима Коломийца, военного историка, писателя, научного сотрудника Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации.