МОСКВА, 12 мая. /ТАСС/. В России началось создание отдельных элементов боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) "Баргузин", о разработке которого заявил командующий РВСН Сергей Каракаев еще в 2014 году.
По данным источника ТАСС, один состав БЖРК сможет нести шесть межконтинентальных баллистических ракет (МБР) типа "Ярс" или "Ярс-М", а также будет приравнен к полку.
В дивизионном комплекте "Баргузина" предполагается иметь пять полков. Ввести комплекс в эксплуатацию планировалось в 2019-2020 годах. В РВСН рассчитывают, что новые комплексы останутся в строю как минимум до 2040 года.
"Легкая добыча" для противника
БЖРК "Молодец" стояли на вооружении с 1987 по 2005 год. "Помог" прекратить их боевое дежурство на магистралях страны Михаил Горбачев, согласившись на подписание договора СНВ-1.
На волне разрядки отношений с США, можно даже сказать эйфории, что мы уже вроде и не противники, Горбачев и Рейган договорились "привязать" эти поезда к местам их дислокации – в Костромской и Иркутской области. Они перестали выходить на трассы и превратились в достаточно легкую добычу для вероятного противника
Но главными противниками БЖРК стали не американцы, настоявшие на их утилизации, а железнодорожное руководство. По словам военного обозревателя ТАСС Виктора Литовкина, ракетные поезда были очень тяжелыми – для них специально укрепляли железнодорожное полотно, но тем не менее после прохождения такого поезда приходилось вызывать ремонтные бригады и опять укреплять пути.
Еще одну причину снятия с вооружения ракетных поездов военный эксперт связывает с тем, что ракеты для них изготавливались на Украине, а Киев, подписав вместе с Белоруссией и Казахстаном договор СНВ-1, не имел права производить стратегические ракеты. МБР "Молодец", которая располагалась на комплексе, имела довольно ограниченный гарантийный срок, и заменить ее было невозможно.
Политика стратегического сдерживания
По мнению Литовкина, одна из причин возрождения БЖРК - появление в России достаточно легкой МБР "Рубеж", которая "помещается в один вагон, а не в два, как приходилось делать для "Молодца", отсюда стал легче и сам поезд".
Появление нового БЖРК подпадает под выполнение договора СНВ-3, согласно которого "России надо иметь 700 развернутых ракет и еще сотню на арсеналах".
По последним официальным данным (на 1 апреля 2016 г.), у России 521 носитель. Идет перевооружение РВСН: снимаются с боевого дежурства шахтные ракеты РС-36 "Воевода" (она же "Сатана"), УР-100Н УТТХ, подвижные комплексы РС-12 "Тополь", им на смену поступают РС-24 "Ярс" и в перспективе РС-26 "Рубеж", а еще РС-28 "Сармат" (но не раньше 2018 г. – прим. ТАСС).
Они пока не могут "закрыть" брешь между 521 и 700 носителями. "Баргузин" с ракетой "Рубеж" или ее модификацией должен дополнить эту группировку и выровнять баланс с США, не выходя за рамки СНВ-3. Тем более что БЖРК имеют достаточно много преимуществ: скрытность, обширная территория, на которой могут перемещаться, – железнодорожная сеть России самая разветвленная в мире…
По мнению эксперта, у БЖРК много важных преимуществ, которые "позволят России и дальше, когда США приступят к перевооружению своих стратегических сил (запланировано с 2020 г.), сохранять политику стратегического сдерживания возможного агрессора".
Главный пассажир "Молодца"
Главным пассажиром БЖРК была ракета РС-22 - самая точная в мире, по утверждению специалистов. Именно поэтому американцы нарекли этот твердотопливный носитель РС-22 "Скальпелем". В каждом поезде было по три ракеты.
Разработка таких ракет железнодорожного базирования началась в 1979 году конструктором Владимиром Уткиным. Испытания начались в январе 1982 года на полигоне Плесецк и проходили около трех лет. Первый полк этих комплексов приступил к боевому дежурству под Костромой в 1987 году.
Система управления ракеты РС-22 была разработана в Московском НИИ автоматики и приборостроения под руководством Владимира Лапыгина. Серийное производство развернулось на Павлодарском механическом заводе Днепропетровской области. Железнодорожная пусковая установка МБР выпускалась серийно Юргинским машиностроительным заводом.
По данным из открытых источников:
Как был устроен ракетный эшелон
- максимальная дальность полета ракеты составляла 10 000 км,
- стартовая масса – 104 т,
- масса головной части – 4 т,
- количество ядерных боевых блоков – 10,
- длина ракеты – 22 м,
- максимальный диаметр корпуса – 2,4 м.
Внешне "Молодец" был замаскирован под обычный состав: пассажирские и почтовые вагоны, рефрижераторы. В семи из них – ракетная секция (пункт управления, узел связи, дизель-электростанция, общежития военнослужащих, столовая). В девяти – пусковые модули, которые состояли из трех вагонов: командный пункт, пусковая установка с ракетой, технологическое оборудование. Также имелся вагон-цистерна с горючим.
Но была отличительная особенность: у некоторых вагонов было не четыре пары колес, а восемь (благодаря огромному весу – около 150 т). В движение БЖРК приводился тремя тепловозами. В 1994 году на вооружении войск находилось 12 поездов с тремя ракетами в каждом рефрижераторном вагоне.
"Скальпель" в огне
Ракетные эшелоны ходили по перегонам только ночью и в обход крупных станций. Днем поезда отстаивались на спецпозициях, которые до сих пор можно увидеть: непонятные ответвления железнодорожного полотна в никуда.
Для развертывания комплекса состав останавливался, крыша вагона откидывалась, и из рефрижератора вылетала ракета весом порядка 100 тонн. Двигатель первой ступени ракеты запускался на 50-метровой высоте, чтобы огненная струя не повредила пусковой комплекс и рельсы. Весь процесс запуска занимал около двух минут.
Трехступенчатая твердотопливная ракета РТ-23 УТТХ могла забрасывать десять боевых блоков мощностью около 430 тыс. тонн каждая на дальность до 10 тыс. км. Среднее отклонение от цели было 150 метров. Ракета обладала повышенной стойкостью к воздействию ядерного взрыва.
"Молодцы" постоянно перемещались в радиусе 1500 км от точки базирования, и поскольку они не отличались от обычных поездов, то засечь их было практически невозможно.