МОСКВА, 11 июля. /ТАСС/. Российские боевые самолеты шестого поколения будут выполнять задачи в составе беспилотной группировки, заявил в интервью ТАСС советник первого заместителя гендиректора концерна "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ, входит в госкорпорацию "Ростех") Владимир Михеев.
О работах над самолетом шестого поколения стало известно в начале марта, разрабатываются пилотируемый и беспилотный варианты. Планируется, что опытный образец совершит первый полет до 2025 года. КРЭТ работает над системами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) для нового самолета.
"Основной принцип применения этого самолета - так называемая стая, коллективное решение любой задачи. В группе таких самолетов будет один-два пилотируемых, остальные - беспилотные", - рассказал он. В одну группировку, по его словам, будут входить от пяти до десяти беспилотных аппаратов.
"В каждой "стае" будет главный аппарат, дальше по иерархии будут аппараты-исполнители, решающие какую-то конкретную задачу, например, нанесение удара по наземным целям, по уничтожению самолетов противника, по разведке и т.д.", - отметил Михеев.
Он также рассказал, что беспилотные машины будут прикрывать пилотируемые, а "стаи" смогут обмениваться самолетами.
"В этом квадрате, к примеру, один летчик выполняет задачи со своей группировкой аппаратов, а за тысячу километров от него - другой. Допустим, одну стаю потрепали. Тогда вторая группа может поделиться с ней аппаратами", - пояснил представитель КРЭТ.
"Человек станет лишним"
По словам Михеева, пилотируемый самолет шестого поколения будет обладать ограниченными по сравнению с беспилотной версией возможностями. "Это будут характеристики, недостижимые для пятого поколения: самолет-беспилотник должен быть гиперзвуковой, со скоростью полета 4-5 Маха, иметь возможность выходить в ближний космос, делая космический скачек, потом в нужном месте войти в атмосферу", - рассказал он.
"У этих самолетов будут такие характеристики, что человек в определенные моменты станет лишним. Летчик будет ограничивать характеристики машины, так как он не может выдержать большую перегрузку во время маневров, для него губительно рентгеновское излучение ближнего космоса", - пояснил собеседник агентства.
В то же время летчики, управляющие в "стае" одной или двумя машинами, смогут принимать решение в сложной тактической ситуации.
Сроки и стоимость
Научные разработки по боевым самолетам нового поколения будут выполнены уже к 2021 году. "Было заявлено, что первый полет самолет шестого поколения совершит до 2025 года. Соответственно, нам к 2020-2021 году уже нужно иметь научно-технический задел по этой теме, а отдельные элементы обкатать на пятом поколении", - рассказал Михеев.
Говоря о стоимости нового самолета, Михеев подчеркнул, что она будет "серьезной".
"Нужно понимать, что перспективное оружие никогда не будет дешевым. Так что да, такие ударные комплексы будут иметь серьезную цену, учитывая, что это будет высокотехнологичное оружие", - заявил он.
В то же время, по его словам, серийный выпуск беспилотников поможет сэкономить на производстве. "Нет ничего дороже человеческой жизни, и любой беспилотник будет всегда дешевле, чем пилотируемый летательный аппарат. При серийном выпуске не все самолеты шестого поколения будут оборудоваться пилотажным комплексом и системами жизнеобеспечения для человека, будут и полностью беспилотные самолеты. Экономия будет достигаться за счет производства чистых беспилотников", - пояснил представитель КРЭТ.
Полную версию интервью читайте на сайте ТАСС: http://tass.ru/opinions/interviews/3440871