О выигрыше тендера на поставку партии Ка-52К (неофициальное название — "Катран". — Прим. ТАСС) для египетских вертолетоносцев типа "Мистраль" стало известно на открывшемся 19 июня Международном авиасалоне во французском Ле-Бурже. Этот вертолет — модификация разведывательно-ударного Ка-52, известного как "Аллигатор".
На выставке глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрий Шугаев отметил, что этот контракт интересный и очень значимый для России.
"Катран" предназначен для патрулирования, огневой поддержки войск десанта при высадке на берег, решения задач противодесантной обороны на переднем крае и тактической глубине.
Франция помогла
Военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин считает, что победа в тендере на поставку Египту ударных вертолетов К-52К была, в принципе, предсказуемой. Он создавался специально для вертолетоносцев типа "Мистраль", заказанных во Франции.
Беспардонное поведение президента Франции, который пошел на поводу у Вашингтона и, несмотря на финансовые убытки для своей страны и потерю репутации добросовестного партнера по военно-техническому сотрудничеству, отказался от этого проекта, отложило принятие "Катранов" на вооружение. Тем не менее они появились на других наших кораблях, в частности на авианосце "Адмирал Кузнецов". И контракт с Египтом позволит нам не только заработать дополнительные деньги на сорванном французами контракте, но и реализовать свои передовые инженерно-конструкторские идеи
При этом эксперт подчеркивает, что технический и технологический задел, связанный с созданием корабельного вертолета, все же необходимо реализовывать. Уже известно, что холдинг "Вертолеты России" ведет работы по модернизации вертолетов Ка-52К. Как отметил генеральный директор холдинга Андрей Богинский, эта работа идет согласно техническому заданию Минобороны РФ. Ранее он заявлял, что предприятие рассчитывает заключить контракт с военным ведомством на поставки Ка-52К в 2019 году.
В свою очередь генеральный конструктор АО "Камов" Сергей Михеев сообщал, что испытания корабельной винтокрылой машины планируется провести в ближайшие три года на кораблях четырех разных типов.
Первый десантный корабль "Мистраль" был передан Военно-морским силам Египта в июне прошлого года. Изначально он был построен по заказу российского военного ведомства и получил название "Владивосток", но после расторжения контракта между Москвой и Парижем в 2015 году был приобретен Каиром. Согласно техническим данным корабля, на его палубе площадью 5 тыс. 200 кв. м расположены шесть посадочных мест, для перемещения вертолетов из подпалубных ангаров используются два лифта. Всего на палубе и в ангаре он может нести 16 ударных вертолетов.
Нет конкурентов
От базовой модели Ка-52К отличается наличием укороченного складного крыла, которое было доработано под размещение тяжелого вооружения, и механизма складывания лопастей, что позволяет ему компактно располагаться в трюме корабля.
По тактико-техническим характеристикам у Ка-52К прямых зарубежных аналогов нет. "Катран" — единственный в своем роде корабельный вертолет с соосной системой расположения винтов, что резко повышает его маневренность и боеспособность
Ка-52 стал дальнейшим развитием вертолета Ка-50 (известного как "Черная акула"), но его сделали двухместным. От предшественника ему достались сдвоенные винты соосной схемы. Благодаря этому он способен совершить практически на месте внезапный разворот, что позволяет взлетать (садиться) с небольших площадок при любом порыве ветра. Этот маневр недоступен американскому АН-64 и даже российскому ударному Ми-28Н.
Об этих уникальных преимуществах соосной схемы расположения несущих винтов на вертолетах ТАСС рассказывал заслуженный летчик-испытатель Герой Советского Союза Николай Бездетнов.
Перспектива соосного вертолета в том, что он как летающая батарея. Вот я лечу выполнять задание куда-то, а, например, сзади противник догнал меня, я разворачиваюсь на месте и жду его. Так мне нужно было бы его догонять, а тут он сам пришел. И если я сам не дам ему своим оружием сбить меня, то он живым от меня уже не уйдет
Также вертолет способен "стартовать" с режима висения с большим ускорением: этим достигается хорошая маневренность ведения боя. На больших скоростях полета может делать горизонтальный маневр "воронка".
Говоря о плюсах Ка-52К, Литовкин называет наличие у машины высокоточных сверхзвуковых управляемых ракет из состава противотанкового ракетного комплекса "Вихрь", которыми не обладает ни один зарубежный вертолет. А уменьшенные габариты машины позволяют увеличить количество размещаемых на корабле вертолетов.
Кроме того, на "Катране" предусмотрено спасательное устройство для помощи людям, которые терпят бедствие в море. Бронированная кабина экипажа и катапультная система позволяют летчикам безопасно покидать машину. Также на вертолете установлена система кондиционирования воздуха, предназначенная для использования во влажной морской среде.
Ка-52К оснащаются той же радиолокационной станцией "Арбалет", что и обычные. Этот радар обеспечивает выполнение задач в прибрежной зоне, не требующих большой дальности действия.
Как и традиционный Ка-52, корабельный вертолет оснащен комплексом бортовой обороны, гиростабилизированной оптико-электронной станцией и 30-миллиметровой автоматической пушкой. В перспективе Ка-52К могут получить новую бортовую радиолокационную станцию, что позволит им применять противокорабельные ракеты Х-35 и Х-38.
Оценка и испытания
В апреле 2015 года морской вариант Ка-52 оценил вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин. Об этом он написал в своем микроблоге в Twitter после полета на "Аллигаторе".
Управляется легко. Напичкан умной электроникой, но не слишком. Естественно, будучи бронированной машиной, более инертен, чем легкий вертолет
В мае 2017 года стало известно, что вертолеты Ка-52К успешно завершили первый этап морских испытаний и теперь машины находятся на базе АО "Камов" (входит в холдинг "Вертолеты России"), где специалисты завершают оценку их состояния и отдельных агрегатов после выполнения задач в сложных климатических условиях.
В испытаниях, которые проходили с конца 2016 по начало 2017 года, участвовали два вертолета.
Вертолет обладает уникальными характеристиками, однако одного похода в море недостаточно для того, чтобы понять, как ведут себя его двигатели, агрегаты, авионика, системы управления и вооружения в морском климате. Работа конструкторского бюро будет продолжаться в рамках испытаний, в том числе на авианесущем корабле
Минобороны России планирует начать закупку этих машин в ближайшие два года, и до 2020 года по госпрограмме вооружения армия должна получить более 120 морских вертолетов.